Бальмонт — выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений — стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нем спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолетных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи — ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический герой в большей части стихотворения — лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.
Лирический сюжет стихотворения — тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чье-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».
Природные стихии — ветер, метель, лес — оживлены олицетворением. В стихотворении все движется, чувствует, живет: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грез»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.
Образы Бальмонта расплывчаты, лишены четких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».
«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Все утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны — ясные и светлые.
«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создает впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья — сиянья, дремлет — внемлет, метели — ели, вспоминая — проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут — шепчут, чьи-то — чье-то, точно — точно, это — это, что — что, все — все, жажда — жажда, мчатся — мчатся.
Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет — спокойно, сладко, чрез — тайных, стон — тихий, ветви — стройные, моленье — скорбное, стволы — вещие и сказочные, сны — ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе — риторические вопросы.
Общее впечатление — его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.