В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров изобразил два противопоставленных женских образа: Ольгу и Агафью Матвеевну. Ольга привлекает читателя умом, активной позицией и тягой к саморазвитию, Агафья — добротой, душевностью и истинно русской красотой: «у нее было простое, но приятное лицо», «круглые полные ноги», «локти хоть бы графине какой-нибудь, да еще с ямочками». Не случайно Гончаров дал ей имя, созвучное с именем его матери — Авдотьи Матвеевны.
Агафья — вдова и у нее есть двое детей от покойного мужа: «…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…», живет она на доходы от хозяйства: «…живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам…». Она не читает книги, малообразована, на непонятное и неизвестное ей отвечает улыбкой: «у братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берем, иногда братец вслух читают», у нее словно нет собственного мнения.
Для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. С другой стороны, Пшеницына — прекрасная хозяйка: «…Кухня была истинным палладиумом деятельности великой хозяйки…», она вкусно готовит: » А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто…», сама делает домашнюю настойку: «…Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу». Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни.
С переездом на Выборгскую сторону меняется образ жизни Обломова. Илья Ильич делает свой выбор: он снова надевает свой халат, который постирала и зашила Агафья Матвеевна, которая после расставания с Ольгой заменяет ее. После этого обстановка в доме меняется:»Обломов, видя участие хозяйки в его делах, предложил однажды ей, в виде шутки, взять все заботы о его продовольствии на себя и избавить от всяких хлопот…Хозяйка поговорила с братцем, и на другой день из кухни Обломова все было перетаскано на кухню Пшеницыной».Большую часть дня он вновь проводит на диване, в беседах с хозяйкой или в занятиях с ее детьми. Прогулки в одиночестве становятся для него в тягость: «Обломов в хорошую погоду наденет фуражку и обойдет окрестность; там попадет в грязь, здесь войдет в неприятное сношение с собаками и вернется домой». А в доме его принимают таким, каков он есть, не предъявляя ему никаких требований, но, напротив, делают его объектом каждодневной трепетной заботы. Почти каждый день на Выборгской стороне проходит по одинаковому сценарию: «Илья Ильич встанет утром часов в девять…Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые. Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. «Деревню напоминают, Обломовку», — сказал он. Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает. «…У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада. Хозяйка с семейством помещалась в двух непарадных комнатах, а братец жил вверху, в так называемой светелке. Кабинет и спальня Обломова обращены были окнами на двор, гостиная к садику, а зала к большому огороду, с капустой и картофелем. В гостиной окна были драпированы ситцевыми полинявшими занавесками. По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…»
Образ Агафьи Матвеевны говорит о ее простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, она продает свои вещи, чтобы покормить его. Агафья Матвеевна не пытается заставить Илью Ильича действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так и милы сердцу Обломова. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя — он выбирает Агафью Матвеевну.