Вершиной всего творчества М. Ю. Лермонтова, естественным завершением его короткого творческого пути является роман «Герой нашего времени». Основной задачей, стоявшей перед автором при создании этого произведения, было нарисовать образ современного ему молодого человека. Через характер главного героя романа Григория Печорина Лермонтов передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.
С большой психологической точностью показывается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения. Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина.
Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично.
Из всех женских образов романа самое большое сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, грацию и женственность которой отмечал еще В. Г. Белинский. Бэла трогает чистотой своей натуры, искренностью желаний, женской гордостью и силой чувств. В сравнении с ее горячей искренней любовью мгновенное увлечение Печорина кажется неглубоким и несерьезным. Но Бэла была, по словам Белинского, «полудикая дочь вольных ущелий». Ее бесхитростная натура не могла долго привлекать воображение и страсть Печорина.
В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: » …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»
А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым».
Княжна Мери обрисована Лермонтовым более подробно, чем Вера. Белинский отмечает, что это «девушка неглупая». Ее беда — наивный романтизм, который определяет отношение Мери к людям. Ей может нравиться только все загадочное и таинственное.
Воображение героини сначала прельстил Грушницкий. Он привлек девушку своими эффектными фразами и предполагаемыми несчастьями. Затем Мери полюбила Печорина, когда он предстал перед ней в роли романтического героя. Григорий Александрович показался ей еще более загадочным, непонятным и дерзким. Мери искренне считала, что Печорин тайно увлечен ею.
В своей любви княжна Мери как бы осуществила афористические слова Печорина: «Женщины любят только тех, кого не знают». Лермонтов с глубоким психологизмом показал все этапы развития чувства девушки к Григорию Александровичу. Сначала это была женская обида, что на нее не обращают внимания, она не замечена. Затем княжна Мери была наивно убеждена в том, что она «победила» Печорина. Еще позже девушка начала бороться со своим увлечением, чувством, которое невольно начала испытывать к Печорину. В итоге она все-таки призналась герою в своей любви. Жаль, что слова Мери привели к горькой последней встрече героев, которая «возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии». Мери «пала жертвою безответного, безмолвно страдающего, но без унижения» чувства.
Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждение тому — его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…»
Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою становится стыдно. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»
В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.
Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее — пагубная страсть к таинственному, неизведанному — к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».
Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье — понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…