Женские образы в “Ревизоре” и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя

“Ревизор” и “Мертвые души” – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы.
Не малую роль в поэме “Мертвые души” играет описание женской половины человечества. Здесь показаны и “типичная”, очень хозяйственная, помещица, и молодая кокетка, и две приятные дамы, готовые любую

новость в одно мгновение превратить в городской слух.
Единственная женщина-помещица в “Мертвых душах” – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода!” У Коробочки “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, есть “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”.
Коробочка не претендует на высокую культуру: в ее облике
выделяется весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем и во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя и в отношениях с людьми. Главная цель жизни помещицы – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство.
Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”. Все “новое” и “небывалое” пугает ее. Единственное, что волнует героиню – это цены на пеньку и мед. Кажется, что у нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет никаких чувств. Подтверждением является ситуация с “мертвыми душами”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова помущицу пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мертвые души”.
Коробочка – глупая, “дубинноголовая” и жадная помещица. Мало что осталось у нее от женского облика. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий, “населенный” мухами, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру героя.
Кроме Коробочки, в поэме присутствует дочка Губернатора. Ее портрет может сформироваться у читателя только после сцены бала. Эта девушка – дама светская, и Чичикову вести с нею разговор не удается.
Также в романе есть описание “светских” дам, основное занятие которых состоит в роспуске различных сплетен. Именно эти “дамы приятные во всех отношениях” и “просто приятные дамы” становятся главной причиной краха Чичикова. Именно распущенные ими, совершенно беспочвенные слухи, принимаемые всеми за правду и рождающие новые, еще более абсурдные, гипотезы в корне подрывают авторитет Чичикова. А “приятные” дамы сделали все это от “нечего делать”, случайно перейдя к этому разговору после спора о выкройке. Они олицетворяют в поэме “столичных” светских дам, которые хоть и отличаются по финансовому состоянию и положению в обществе, но в плане тяги к перемыванию костей и роспуску слухов абсолютно ни в чем не отличаются от их провинциальных “сестер”.
В пьесе “Ревизор” также представлены женские образы. Это жена и дочь городничего, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Анна Андреевна – жена городничего. Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.
Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: “Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем”. Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери.
Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других. Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: “Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится”. А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.
Кроме того, эта девушка довольно начитана. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал “Юрия Милославского”, Марья Антоновна говорит, что это сочинение “господина Загоскина”.
Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.
Итак, в “Мертвых душах” и “Ревизоре” Гоголь, через второстепенные женские образы, проводит проекции на столичные нравы. И обоих произведениях присутствуют образы светских дам. Все они очень похожи – своей пустотой и обычностью. Разве что в “Ревизоре” прописаны они более четко и ясно. В “Мертвых душах” же есть уникальный образ помещицы Коробочки, которому нет аналогий не только в “Ревизоре”, но и вообще в русской литературе.



spacer
Женские образы в “Ревизоре” и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя