Два великих русских художника слова — Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев — при всей внешней непохожести имеют много общего. Они были современниками, оба происходили из дворянских родов, получили приблизительно одинаковое образование и воспитание. Больше того, оба родились в Орловской губернии, которую позже запечатлели в своих творениях.
Возможно, именно здесь стоит искать объяснение некоторых совпадений, перекличек, «похожестей» в творчестве этих художников. Так, например, многие критики отмечают, что в произведениях Тургенева и Тютчева много общего между собой имеют женские образы.
Что касается творчества И. С. Тургенева, то в литературоведении даже закрепился термин «тургеневская девушка». Этот образ появляется практически во всех крупных произведениях писателя, во многом выражая его собственный женский идеал.
Так какая же она, «тургеневская девушка»? На мой взгляд, одной из ее отличительных и основных особенностей является естественность и непосредственность. Эти, столь ценные, по мнению писателя, качества происходят в его героинях от чувства собственного достоинства, стремления к внутренней гармонии. Такова Ася — героиня одноименной повести Тургенева. Эта девушка всегда говорит то, что чувствует, и поступает в соответствии со своими желаниями. Даже если это идет вразрез с общественным мнением, с общепринятыми нормами.
Так, героиня первая признается в любви господину Н., хотя этот поступок в т время вполне могли принять за поведение непорядочной девушки. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что «тургеневская девушка» еще и очень смела. И это качество отражается даже в ее внешности: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело».
Как правило, героини Тургенева не красивы в общепринятом понимании этого слова — не ярки, не сразу привлекают внимание: «Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться». Это усиливается и тем, что они не стремятся понравиться окружающим, соответствовать внешним требованиям. За это девушек не очень любят в обществе, не считают их «завидными невестами». Подобные характеристики звучат в адрес большинства героинь Тургенева — Аси, Натальи Ласунской (роман «Рудин»), Елены Николаевны (роман «Накануне») и др.
Кроме всего прочего, «тургеневская девушка» увлечена не модами, сплетнями и женихами, предел ее мечтаний — не удачное замужество. Большинство женских образов в произведениях Тургенева — сильные и внутренне богатые личности, стремящиеся познать и понять себя, посвятить свою жизнь чему-то настоящему, большому, прекрасному: «… быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге». В связи с этим многие героини Тургенева довольны хорошо образованны и начитаны, они интересуются всем новым и передовым.
Нужно отметить, что обладая богатым внутренним миром, героини Тургенева способны на большое и настоящее чувство. Так, Ася всей душой полюбила господина Н. и готова была пожертвовать ради него всем, даже своей честью. Наталья Ласунская (роман «Рудин») горячо влюбилась в Рудина, Джемма («Вешние воды») отдала всю себя Санину, Елена полностью растворилась в жизни и интересах Инсарова. Однако все эти женщины несчастливы в любви — они, в том или ином смысле, оказываются жертвами своих возлюбленных, которые по силе характера, по смелости и цельности, остаются далеко позади героинь. Мужчинам, как правило, в произведениях Тургенева не хватает умения любить, не хватает силы пренебречь общественным мнением ради своего счастья, не хватает решимости взглянуть внутрь самих себя.
Героиня в любовной лирике Тютчева (вспомним его знаменитый «денисьевский цикл», посвященный «незаконной» жене Елене Александровне Денисьевой) также жертва — рока, судьбы, общественного мнения, любви, наконец:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Но героиня не заслуживает такой печальной судьбы, ведь она, по мнению поэта, прекрасное и чистое существо, которое (как и героини Тургенева) не побоялось людской молвы, последовало за зовом своего сердца: «Я стражду, не живу… им, им одним живу я…»
Героиня лирики Тютчева способна любить по-настоящему, жертвенно, полностью растворяясь в любимом, как способна это сделать только настоящая женщина:
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе —
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Герой Тютчева теряет свою возлюбленную, как и герои произведений Тургенева. Однако все они понимают, что эти женщины — лучшее, что когда-либо было в их жизни: «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» —
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Таким образом, женские образы в творчестве Тургенева и Тютчева имеют много общего — в характере и в судьбе. Все они сильные и цельные натуры, способные на решительный поступок, на шаг против общественного мнения, на большую жертву. Как правило, все это делается во имя главного в жизни любой женщины — во имя любви. Но, как это ни печально, и героини Тургенева, и героини Тютчева не обретают счастья, оказываются жертвами судьбы, обстоятельств, своих возлюбленных. Но до самого конца эти женщины сохраняют чувство собственного достоинства и уважение к своей любви.
Думаю, в своих произведениях Тютчев и Тургенев воплотили не только «субъективный» женский идеал, но и идеал времени — создали образ естественной, цельной натуры, способной на большое чувство, родившейся, чтобы быть женой, матерью, другом и музой.