Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия. И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.
Среди простых героев Некрасова немало и женских образов — теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.
Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном — ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.
Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет — от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа…»
Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни — смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать». Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.
Но героини Некрасова — это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» — одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, — только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг — она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:
Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенется светлее и краше:
В добрую почву упало зерно —
Пышным плодом отродится оно!
Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).
Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика — так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А. А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена — самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.
Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза — это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)
Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.
Таким образом, женские образы в творчестве Н. А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные — по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля — это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова