Одним из достоинств романа М. Шолохова «Поднятая целина» как художественного произведения является замечательный юмор. Талант Шолохова проявляется в том, что при всей своей трагедийности, суровом драматизме изображаемые писателем полотна народной жизни несут могучий заряд юмора, жизнерадостности.
Многочисленные массовые сцены в романе до предела наполнены простонародным юмором. Это юмор «положительный», с жизнелюбивым, оптимистическим, здоровым началом. Острословие в крови шолоховских героев. Смех присутствует во многих конфликтных, напряженных сценах «Поднятой целины».
Так, смех побеждает хитрую игру богомольного кулака Лапшинова, развязывая сложную ситуацию в момент раскулачивания. Лапшинов пытался разжалобить казачек своей лживой речью о «божественном». Люди почти пожалели вчерашнего хуторского ростовщика, но тут раздался хохот из-за неловкости Ушакова. Именно он вернул народ к реальности: все поняли наигранные слезы кулака. Смех будто возвращает силу людям.
Смех же мирит хуторян с Давыдовым после бабьего бунта. С шуткой выступает председатель перед гремяченцами, хотя губы его разбиты в кровь, а многие из тех, кто избивал его днем, сидят сейчас в зале, — и люди на добро отзываются добром. Смех, который возникает в ответ на веселую давыдовскую речь, Шолохов называет «облегчающим». В финале этой сцены кто-то сказал растроганно: » Любушка Давыдов!..Народ тут волнуется…и глаза некуда девать, совесть зазревает…А ить нам вместе жить…Давай, Давыдов, так: кто старое помянет — тому глаз вон! А?»
Наиболее комическая фигура в романе — дед Щукарь. Он воплощает одну большую «чудинку» собирательного хуторского единства. Автор с любовью относится к этому герою, потому что в тревожные годы он сохранил в душе доверчивое отношение к жизни и к людям. Где бы ни появился этот чудаковатый старик, в какую бы напряженную ситуацию ни вторгся, как правило, сейчас же вокруг раздается смех, светлеют лица, людям словно легче дышится. Рядом с этим неказистым, вечно промахивающимся чудаком любой герой чувствует себя остряком и молодцом.
Кажется, шутки Щукаря людям нужнее, чем его практическая польза в колхозе. И когда дед без особой нужды заворачивает на бригадный стан к Дубцову, заметивший его издалека колхозник радостно кричит: «Агитбригада едет: дедушка Щукарь…». А в конце романа, замечая, как дед стал слабеть, Разметнов с искренней болью говорит: «Ей, богу, наделает он нам горя! Привыкли к нему, старому чудаку, и без него вроде пустое место в хуторе останется…»
В образе Щукаря Шолохов показыват облеченный в юмористическую форму конфликт между передовым идеалом и чертами отсталости. Щукарь называет себя «страдальцем за советскую власть», «героем», решительным, вспыльчивым человеком, который в минуту гнева может «жизни р-решить» не только кобеля, разорвавшего ему шубу, но и «Титка и Титкову бабу». Щукарь хотел бы быть таким, как Давыдов, Нагульнов. Он хотел бы подражать дельным людям. Но этот герой жил в другое время. Сложилось так, что Щукарь стал хуторским сказочником, хвастуном, пустым человеком. Почему так сложилось? Щукарь всю жизнь был неудачником, бедняком. Но он не пропал, не спился, как другие, а нашел защиту от несчастий в своей безобидной болтовне. Перед хуторским сходом или вечером где-нибудь у плетня старик развлекал казаков шутками. Щукарь, сам того не осознавая, во внимании, в благодарном смехе слушателей возвращал уважение к самому себе. Таким образом, писатель, рассказав о жизни Щукаря, дает понять, что юмор — не пустое. Юмор иной раз может спасти жизнь, изменить судьбу.
Следует добавить, что «чудинка» в Щукаре свидетельствует не об ущербности души, а о его доброте и душевном здоровье. В сценах со Щукарем смех встряхивает человека, позволяет реально смотреть на многие вещи.
Назначение юмора в романе особое: какого бы трагического накала ни достигали события, какой бы острой гранью ни поворачивались характеры, над всем этим живет мудрость и душевное народное здоровье. Это здоровье ни при каких обстоятельствах не исчезнет. Шолохов смеется над слабодушием, глупостью, дикостью. Автор убеждает, что юмор может выступить и как одна из коренных черт характера русского народа.