Эдгар Аллан По — чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе. Его прозаические произведения стали основами новых жанров, детективного и научно-фантастического. Его психологические новеллы заложили основания психологической прозы. Творчество Эдгара По развертывалось в переломную эпоху. Творчество По отражает противоречия его эпохи во всей их обостренности и сложности, он острее других чувствует близость надвигающейся катастрофы. От противоречий действительности Эдгар По уходит в мир фантазии; стараясь не замечать борьбы, развертывающейся в его стране.
Творчество По полно глубокого ужаса перед будущим. В его новеллах присутствуют безумие, ужас, страх, то есть вещи, которые разрушают психику человека, а значит и разрушают мир вокруг него. Герои автора находятся во власти рока, предопределившего их гибель, они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, которую они воспринимают как зло. Каждый из них является жертвой какой-нибудь навязчивой идеи.
Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу раскрыта в новелле «Вильям Вильсон». Главный герой рассказывает о своей жизни, о том, как он познакомился со своим двойником, которого даже зовут так же, он признается читателям, что ненавидит этого самого двойника за то, что тот всегда лучше него, что он мешает ему наслаждаться жизнью, раскрывает все его авантюры. Вильям Вильсон почувствовал мистический страх перед двойником, а значит и перед собой, так как в конце мы понимаем, что его соперник был галлюцинацией и что на самом деле герой боролся с собой, со своим разумом, который пытался направить Вильсона на истинный путь и пытался его исправить. Ведь в этой борьбе Вильсон мог стать лучше, но он уничтожил свой последний шанс.
Так же признаки страха и безумия мы видим в другой новелле «Падение дома Ашеров». Недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуравление живьем. В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живет последний его владелец — Родерик Ашер. С болезненно-нервной восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но он не в силах пойти и помочь ей, у него страх перед тем ужасом, которым ему доведется испытать. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает ее брата, они оба умирают, и замок Ашеров падает, разрушенный грозой. Возможно, этого бы не произошло, если бы Родерик поборол в себе страх перед местью Мэдилейн. Ведь он сам мог пойти в склеп и открыть сестру еще живой. И тогда его не мучила бы совесть и страх возмездия. А так получается, что в уничтожении своей семьи виноват он сам, и страх, который Ашер не смог побороть победил разум.
Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах, Эдгар По заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство автора не помогло — герои его остались безвольны. Он невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, ужасное.
Сверхъестественное у По, это избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей. Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределенный жестокой верховной силой удел человека — таково содержание «страшных рассказов» Эдгара По.