Творчество И. Бродского

Иосиф Александрович Бродский – яркий представитель русской поэзии 20 века. Он родился в Ленинграде и с детства впитал в себя культуру этого города: книги, музеи, памятные места, само местоположение города, его дух. Его главным учителем на пути к поэзии стала Анна Ахматова, которая умело сочетала в себе и пушкинские традиции, и достижения Серебряного века. Под ее влиянием сформировалась этика и манера поэзии Бродского.
Раннему взрослению и человека, и поэта способствовало раннее начало самостоятельной трудовой жизни. С пятнадцати лет Бродскому пришлось пойти работать на завод. Также ему довелось поработать и в морге, принимать участие в геологических экспедициях. Это явилось важным жизненным уроком для Бродского: он обрел жизненную смелость, независимость в поступках.
В 1964 году поэта заключают в тюрьму за “тунеядство”, высылают из Ленинграда. А в 1972 году он иммигрирует в США. Но еще до отъезда из России, до того, как он стал эмигрантом “внешним”, Бродский сделался “внутренним”, эстетическим эмигрантом. Он не принимал советскую власть, ее политику, и не мог писать “на заказ”. Его ограничивали в свободе выбора тем, навязывали советскую идеологию, и это повлияло на отъезд поэта.
Первые годы после отъезда Бродский называл лучшими в жизни. Ведь в СССР его не печатали, а к читателю было легче прийти окольным путем, то есть через иностранные журналы и газеты. К тому же, прекрасное знание английского языка позволило ему стать двуязычным литератором. Бродский был как посланник русской культуры на Западе. Он очень активно продвигал, развивал русскую литературу.
В 1988 году в Нью-Йорке вышла антология русской поэзии 19 века, в которой Бродский выступил составителем, написал также предисловие и вводные заметки об авторах. Он устраивал и участвовал в крупнейших поэтических фестивалях, публиковал эссе о Достоевском, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме, занимался литературно-педагогической работой, то есть читал лекции о русской литературе. К концу 70 годов он становится профессором и читает курсы в Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах.
В 1987 году Бродский получает Нобелевскую премию, его эссе “Меньше, чем единица” признают лучшей литературно-критической книгой в США, а в 1992 году ему присваивают звание поэта-лауреата.
Поэзия Бродского своеобразна и оригинальна. Истоки этого в соединении античной литературы, русской классической и “новой” с англоязычной поэзией. Это проявилось уже в стихах 50-60 годов – в “Пилигримах”, “Рождественском романсе” и др. Здесь мы видим сочетание противоречивых понятий: религиозность и богоборчество, традиционное и авангардное, ирония по отношению к лирическому герою.
В 1960-ых годах он пишет уже произведения более большой формы: поэмы-мистерии “Шествие”, поэму “Зофья”. Но мы знаем Бродского не только как поэта, но и как писателя-эссеиста. Он пишет “Предисловие к “Котловану” Платонова”, “Поэт и проза”, “О Достоевском”, “Нобелевская лекция”.
Эти размышления содержат блестящий и содержательный анализ сложнейших фактов литературы, требующих осторожного подхода. В них поэт также формулирует свои творческие принципы и убеждения. Он отстаивает свою мысль о поэзии как высшей ступени развития литературы, о языке как главной движущей силе поэзии.
Хотелось бы особо выделить эссе “Об одном стихотворении”, в котором анализируется стихотворение М. Цветаевой “Новогодний”. Здесь представлен полный анализ этого стихотворения, выполненный Бродским: он считает, что здесь язык текста диктует приемы и методы построения. Поэт не навязывает стандартных методик, а идет вслед за автором, раскрывая смысл произведения.
Нужно сказать, что Бродский меняется в своем творчестве, он эволюционировал, двигался к синтезу поэзии и прозы. Поэт отказался от чистого поэтического стиля, отошел от силлабо-тонических метров, отдавая предпочтение полиметрии, разнотопности и переносам:
Долго светает. Голый, холодный мрамор
Бедер новой Сусанны сопровождаем при
Погружении под воду стрекотом кинокамер…
Новым значением Бродский наделяет и рифму. Чаще всего он использует составную рифму, и в этой “составности” на последнем месте оказывается предлог, союз или частица:
…Видимо, никому из
Нас не сделаться памятником…
Здесь предлог не играет роли дополнительного ритмического сигнала, а это приводит к тому, что самое поэтическое место строки становится незаметным, более приземленным.
Еще одна особенность рифмы: иногда поэт использует несовпадающие рифмообразующие гласные ударного, то есть консолансы. Мы видим заимствования из новой английской поэзии (по-старому – в сторону, на палубе – голуби и т. д.). Главной особенностью поэзии Бродского является его литературность, даже философичность. Он жизнь сравнивает с фразой, и сравнений такого характера у поэта довольно много:
Как тридцать третья буква,
Я пячусь всю жизнь вперед.
Все выше снизу взрывы темноты,
Подобны восклицательному знаку.
Вообще, я считаю, что в основе поэзии Бродского лежит стремление к свободе. Все его творчество можно рассмотреть как призыв к свободе, обращенный к литературе:
Сорвись все звезды с небосвода,
Исчезни местность,
Все же не оставлена свобода,
Чья дочь – словесность.
Она, пока есть в горке влага,
Не без приюта. Скрипи перо, черней, бумага!
Лети, минута.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Творчество И. Бродского