Борис Андреевич Можаев родился в 1923 году в селе Пите-лине Рязанской области в крестьянской семье. В 1940 году окончил среднюю школу и поступил на кораблестроительный факультет Горьковского института инженеров водного транспорта.
В 1941 году был мобилизован. Тринадцать лет прослужил в Вооруженных силах. В 1948 году окончил Ленинградское высшее инженерно-техническое училище МВФ. Являясь курсантом училища, одновременно посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Затем служил военным инженером в Порт-Артуре, во Владивостоке. После демобилизации становится дальневосточным собкором «Строительной газеты», впоследствии работает в «Известиях», его статьи постоянно публикуются в журналах и газетах.
Первые публикации появились в 1953 году. Началом серьезной литературной деятельности считал 1954 год, когда были написаны рассказы «Власть тайги», «Ингаки», «Тыхей Геонка». Собрал и обработал сказки удэгейского народа «Удэгейские сказки» (1955) повести «Соня» (1959), «Тонкомер» (1959), «Наледь» (1956) — из жизни дальневосточников, содержат острые общественно-моральные конфликты.
Б. Можаев — автор повестей «Полюшко-поле», «Живой», «Полтора квадратных метра», «История села Брехова», романа «Мужики и бабы». Борис Можаев также автор очерков, посвященных проблемам сельского хозяйства: «Земля ждет» (1961), «В Солдатове, у Николая Козлова» (1961), «Земля и руки» и др.
Произведения писателя переводятся на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы «Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Предварительное расследование», «В распутицу», «Вам что, наша власть не нравится?» и др.
В 1989-1990 годах в издательстве «Художественная литература» выходит четырехтомное собрание сочинений писателя.
В повести «Из жизни Федора Кузькина» нарисованы картины жизни деревни 50-х годов, создан образ крестьянина — человека прямого, честного, работящего и выносливого, умевшего побеждать разнообразные жизненные трудности, не поступаться своим человеческим достоинством и убеждениями.
Одним из лучших произведений Можаева является роман-хроника «Мужики и бабы». В этом романе писатель показывает жизнь русской деревни, крестьянства конца 20-х — начала 30-х го дов, т. е. тех лет, когда окончательно развалилась деревенская община, рухнул социально-нравственный уклад жизни крестьянства. В это время в директивном порядке в стране проводилась коллективизация. Опираясь на документы, автор показывает, как трудно, порой трагично протекал этот процесс, когда нарушались основные принципы ленинской политики кооперации. В романе нет крайне ярких фигур, героизированных образов. Все образы выписаны одинаково ровно, и именно это создает убедительное впечатление того, что здесь действует народ. Ему противостоит группа малообразованных, не ведающих своих деяний политических авантюристов. Эта группа отнюдь не мелкое местное явление. Политический авантюризм принял настолько широкие масштабы, что сломать его, вернуть деревню на путь естественных социальных преобразований может лишь массовое движение народа.
Писатель предъявляет строгий счет тем, кто меньше всего думает о практической пользе, об улучшении жизни народа, вступая таким образом в противоречие с интересами социалистического государства.
Роман «Мужики и бабы» — это история кооперирования крестьянства, история тяжелых «проб и ошибок», история теоретических поисков и споров, острой и бескомпромиссной идеологической борьбы, история политических столкновений, в том числе и вооруженных схваток.
Тем и ценны реалистические художественные произведения об исторических событиях, что они помогают усвоить материал настоящей истории. К таким произведениям относится роман Можаева «Мужики и бабы». Он волнует читателя, толкает к размышлениям и спорам, активно работает и в наше бурное переломное время.