“Трагическое стечение обстоятельств, которое привело Катерину к гибели”

Катерина – одна из главных героинь пьесы, жена Тихона Кабанова. Катерина была девушка религиозной, доброй, естественной. Религиозность Катерины подтверждают строки из пьесы: “И до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду…” Девушка не способна даже ложь и на обман.
Н. А. Добролюбов в своей статье назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. Он подробно разобрал мотивы поступков Катерины, считал, что она “вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер

по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все облагородить в своем воображении”.
По-другому обстоит дело с ее отношениями в жизни. Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова не по любви, а по понятиям. Понятия в девятнадцатом веке были другие – имелось определенное различие между понятиями “брак” и “любовь”. Считалось, что брак – это достойная жизнь, а любовь – это нечто грешное не запретное. Катенька не любила Тихона, не испытывала к нему никаких теплых чувств и очень сильно изменилась после замужества: она не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может
заниматься привычными ей делами. Но она продолжает стараться быть верной своему мужу даже тогда, когда влюбляется в Бориса – племянника Дикого, человека умного и образованного, но слабохарактерного. Впоследствии она, конечно, признается в любви к Борису своему мужу.
Но жизнь Кати осложняет еще и то, что в ней появляется Кабаниха. Ее смело можно назвать антиподом Катерины, полной противоположностью. Она человек сильный и властный, не верит во всепрощение и милосердие. Кабаниха соблюдает старые основы жизни, протестует против движения жизни вперед, является ярким представителем патриархальной уклада жизни. Кабаниху сильно раздражает Катя, и она постоянно к ней придирается, причем Тихон не пытается воспрепятствовать, говоря так: “Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Но Катюша не тот человек, который может игнорировать эти нападки, “пропускать мимо ушей”, потому что она боролась с этим темным царством, не желала становится его частью.
А вот Добролюбов в своей статье как раз этого и не уловил. Не уловил главного – принципиального различия между религиозностью Кабанихи и религиозность Катерины.
Таким образом, возможно, именно нападки Кабанихи стали причиной гибели девушки. Также определенную роль мог сыграть несостоявшийся роман с Борисом. Как я уже не раз упомянул – Катерина – девушка свободолюбивая, не пожелавшая мириться с действительностью, а самоубийство Катерины – это своего рода протест, бунт, призыв к действию.



spacer
“Трагическое стечение обстоятельств, которое привело Катерину к гибели”