Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»).
Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»).

Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью…»).
Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором…» или «О, родина…» если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые
Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.
Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах» «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».
Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») и т. д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» — «соломой пропахшему мужику» — только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой…»
Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920). Сорокоуст — православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. «Трубит, трубит погибельный рог!»
Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага… с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения — «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни… она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной… Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений…»
В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».
В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна», «гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли » с названьем кратким «Русь»».
В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:
Люди с голоду бросились в бегство,
На сплошной недород у крестьян.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.
Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.



spacer
Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина