Мир природы в лирике С. А. Есенина

Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа – не только “колыбель”, но и поэтическая “школа” Есенина. Она – душа его стихов. Это – источник, питающий лирические чувства поэта.
“Какая радость пришла в русскую поэзию!”- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав. Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика

наполнена сочными и необычными метафорами: “осень – рыжая кобыла”, “яблоки зари”, “небесное коромысло”, “пряжа солнечных дней”. Эти пейзажные зарисовки трогательны и хрупки.
Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: “благовест ветра”, “закадили дымом”, “в елях – крылья херувима”, “под венком, в кольце иголок // Мне мерещится Иисус”, “взванивают в четки ивы – кроткие монашки”, “под соломой – ризою выструги
стропил”. Деталями пейзажа часто становятся церкви, монастыри: “опять часовни на дороге и поминальные кресты”, “сенокос некошеный, лес да монастырь”. Эти мотивы пришли в лирику из слышанных в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания.
В более поздних стихах поэта пейзажные зачины и природные образы становятся частью лирической исповеди поэта. Природа впитывает “половодье чувств”, умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны: “понятен мне земли глагол, // Но не стряхну я муку эту”. Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: “Подымайте вы, лунные лапы, // Мою грусть в небеса ведром”. Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь.
Есенинская природа – единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: “Сыплет черемуха снегом”, “Как метель, черемуха машет рукавом”. Все дышит, живее действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездами, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. “Рыжий гусь”, “всадник унылый”, “желтый ворон кружит, вьется над землей”, “злат бугор” – это все о месяце, который “жеребенком запрягался в наши сани”. “Серебряный”, ” протяжен и глух”, “овсяный” – это о ветре, который треплет “под облачной кущей золотую дугу”.
Земные пейзажи Есенина – это, в основном, среднерусская природа с ее скромностью и приглушенностью: “Вижу лес и вечернее полымя // И обвитый крапивой плетень”, “Приютились к вербам сиротливо // Избы деревень”, “Буераки…пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь”, “топи да болота”, “резеда и риза кашки”, “неприглядная дорога”, “чахленькая местность”…Но эта бесприютность и серость дороже и ближе сердцу, чем яркая, экзотическая природа, описанная в “Персидских мотивах” и кавказских стихах. Хоть и красив восточный пейзаж, “он не лучше рязанских раздолий”, поэтому-то лирическому герою и пора “обратно ехать в Русь”.
Природа наполнена звуками: “Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”, звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: “в роще по березкам белый перезвон”, “А у низеньких околиц звонко чахнут тополя”. Основные цвета есенинских пейзажей – синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: “О, Русь, малиновое поле // И синь, упавшая в реку”, “Золотою лягушкой луна…”, “Синий подкосил цветок // Золотой примял цветок”.
Есенин всегда был “поэтом золотой бревенчатой избы”, видимо, поэтому вся его природа – некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. “Под плугом бури ревет земля”, “отелившееся небо лижет красного телка” – так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын. Но и позднее, когда “мечтатель сельский” превратился в “высококлассного поэта”, он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление “железного гостя” – города – на деревню воспринималось как опасность природному миру. В “Сорокоусте” борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, веселыми и безнадежно печальными. Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом), он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место. В стихотворении “я обманывать себя не стану” поэт пишет :”В переулках каждая собака // Знает мою легкую походку”, Средь людей я дружбы не имею, // Я иному покорился царству. // Каждому здесь кобелю на шею // Я готов отдать мой лучший галстук…”. В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей.
А. М. Горький писал, что Есенин – это “…орган, созданный….для выражения любви ко всему живому в мире”. Это действительно так. Творчество Есенина – гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы… Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков.



spacer
Мир природы в лирике С. А. Есенина