Теория Родиона Раскольникова в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Идея романа зародилась в эпоху больших перемен, в разгар крестьянской реформы. Героем нового времени становился человек деловой, а не духовно богатый. Начинается эпоха власти денег, углубления пропасти между богатством и нищетой. В обществе «детей» сначала возникает идея отрицания всего старого — нигилизм, а затем прорастают новые идеи.
Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников. Он рано лишился отца, стал студентом в Петербурге, из-за отсутствия средств оставил учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть денег она посылает сыну, чтобы он мог освободиться от бедности, получив образование. Сестра Родиона, Дуня, вынуждена поступить гувернанткой к помещику Свидригайлову, где ее унижают.
Раскольников снимает тесную каморку, страдает от голода и нищеты. Не только он, но и тысячи других людей живут в нищете и бесправии. А совсем рядом, на Невском проспекте — дорогие магазины, шикарные дворцы. Петербург — город контрастов: серость, грязь, теснота — с одной стороны, и прекрасные фонтаны, праздничная атмосфера — с другой. Пока одни погибают от голода, другие купаются в роскоши.
Раскольников — человек мягкий и милосердный, он жалеет и пытается помочь всем униженным и оскорбленным. Он помогал больному студенту, спас из огня двоих детей, отдал последние деньги на похороны Мармеладова. Его возмущает теория разумного эгоизма Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха Дуни. Лужин считает, что каждый должен заботиться о только себе, о своем благополучии, не заботясь о других.
Родион желает изменить мир к лучшему, но это сможет сделать только необыкновенный человек, от природы наделенный особой силой, способный взять власть. Раскольников хочет быть добрым властелином: «настоящий властелин — кому все разрешается». Герой чувствует: в нем есть сила, он использовал бы власть ради помощи бедным людям.
Размышляя о причинах неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что люди разделяются на два разряда: на низший (обыкновенный), и на людей высшего разряда. В мире зла, царящего вокруг, существует толпа, стадо неразумной «дрожащей твари», которая покорно терпит любые несправедливые законы. И есть единицы «вершителей жизни», которые законы устанавливают, ниспровергают и диктуют человечеству новые. Первые сохраняют мир и умножают его численно, вторые продвигают мир к цели.
У Раскольникова возникает теория сильной личности. Он пишет статью, в которой доказывает права высших людей. По его теории, исключительные люди могут совершать преступление во имя великих идей. Люди высшего разряда смело могут восставать против порядка, нарушать нормы морали и они все равно будут оправданы. Именно эти люди являются двигателями истории и прогресса. К ним Раскольников относит своего кумира — Наполеона. «Наполеоны» — повелители по «природе» и властвуют, ничем не гнушаясь: ни кровью, ни предательством, а после смерти им же ставят памятники.
Раскольников хочет относить себя к тем, кто способен изменить жизнь, кто подобен историческим личностям. Думает, что и он принадлежит к природе необыкновенных людей. Задаваясь вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», он решает проверить себя на деле. Раскольников идет на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Теория толкнула на преступление. Он позволяет себе убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную… старушку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел».
Но, если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, сочувствующий чужими страданиями, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Своим преступлением Родион разрушает в себе силу добра, переходит на темную сторону непорядочных людей, негодяев, таких как Лужин и Свидригайлов. Достоевский показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое и Раскольников вынужден убить и смиренную Лизавету. Он не учел одного — чтобы действительно стать Наполеоном, нужно перейти на сторону зла, уничтожить в себе человека.
Раскольников пытался противостоять злу, хотел избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и понес наказание за свое преступление, а муки совести еще сильнее наказания каторгой. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Родиону придется пройти тяжелый путь раскаянья, использовать свой шанс на прощение, чтобы воскресить человека в себе.
Герои конца 19 века ищут правильный путь и, находясь в бесконечном поиске истины, совершают множество ошибок, но не останавливаются в своем развитии. Логикой жизни проверяются теории и отвергаются несостоятельные. Жизнь намного сложнее каждого из людей, изобретательнее, мудрее и в каждом поколении проверяет, как истинность веры «отцов», так и новаторство «молодых». И только жизнь по совести, только добрая сила, справедливость и любовь, спасет мир. Доверься этой силе, Люк…