Тема Великой Отечественной Войны в поэзии военных лет

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ нашей Родины на великий исторический подвиг – защиту Отечества.
В строю сражающегося и кующего оружие народа нашла свое место и наша тогда еще советская многонациональная литература: ее прозаики,

поэты, драматурги, критики – представители всех родов литературного оружия.
И – мы это с гордостью можем утверждать – в самые трудные для народа дни войны громко и слитно звучали голоса советских поэтов.
Листая страницы книг, написанных в час военных потрясений, мы листаем страницы памяти своего сердца. Из глубины времени вновь проходят перед нами дни и годы, наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы. Они и сегодня с нами, потому что
слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, – бессмертно.
И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порожденных войной, таких, как “Синий платочек”, “Темная ночь”, “Бьется в тесной печурке огонь…”, “В прифронтовом лесу”, “Огонек” – были сугубо лирическими. Слушая эти песни воюющий человек отогревал свое сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.
Война вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести.
В таких условиях от литературы время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека.
И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Оттого в произведениях того времен, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее.
В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.
Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.
Одними из известных поэтов того времени смело можно считать О. Берггольц, К. Симонова, Мусу Джалиля.
Берггольц Ольга Федоровна родилась 3(16) мая 1910 года в Петербурге в семье врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, после чего работала журналистом. Первые свои произведения она писала для детей и юношества. Поэтическая известность О. Берггольц пришла к ней с выходом сборников “Стихотворения” (1934 г.) и “Книга песен” (1936 г.). В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: “Февральский дневник” (1942 г.), “Ленинградская поэма” (1942 г.). Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленин градцам, вошли позже в книгу “Говорит Ленинград”
(1946 г.).
Творчество О. Берггольц отличают глубокая лиричность, драматизм, страстная прямота (“От сердца к сердцу”), вдохновенная приподнятость.
Новой ступенью в творчестве О. Берггольц и в развитии жанра “лирической прозы” явилась прозаическая книга “Дневные звезды” (1956), насыщенная “правдой нашего общего бытия, прошедшего через… сердце”.
Джалиль (Джамилов) Муса Мустафиевич родился 2(15) февраля 1906 года в деревне Мустафа Оренбургской губернии в семье бедного крестьянина. Учился в Оренбурге. В 1931 г. окончил литературный факультет МГУ. Был редактором журнала “Юные товарищи”, “Дети Октября”.
С 1941 года служит в армии. В 1942 году тяжело раненый в бою был взят в плен, заключен в концлагерь, и за участие в подпольной организации казнен в военной тюрьме в Шпандау (Берлин).
М. Джалиль начал печататься с 1919 года. В 1925 году вышел первый сборник стихов и поэм “Мы идем”. Его стихи полны оптимизма, веры в победу над фашизмом: “Перед атакой” (1942 г.), “Из госпиталя” (1941 г.).
Книга М. Джалиля “Письмо из окопа” (1944 г.), изданная во время войны, явилась образцом лирики военных лет. Две самодельные книги, написанные в подполье, содержали более ста стихов – свидетелей борьбы, страданий и мужества поэта.
В “Моабитской тетради” воплотились героические и романтические мотивы его предшествующего творчества; оно многообразно в стилевом и жанровом отношениях, это гимн бессмертию, героизму и стойкости человека.
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович родился 15(28) ноября 1915 г. в Петрограде. Окончив семилетку и ФЗУ в Саратове, до 1935 г. работал токарем. Печататься начал в 1934 г. В 1938 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. Опубликовал поэмы: “Победитель” (1937 г.), “Павел Черный”, “Ледовое побоище” (обе – 1938 г.) и т. д. В ранних поэмах и стихах Симонова проявилось точное ощущение современности и боевых революционных традиций, к героическим сюжетам, к сильным и мужественным характерам, что отвечало требованиям времени, предчувствию грядущих боев.
В годы войны Симонов был корреспондентом газеты “Красная звезда”. Главное в его стихах первых лет войны – любовная лирика. Здесь особенно ощущалась лирическая стихия – щедрое, страстное, напряженное раскрытие интимного мира поэта. В лучших стихах цикла “С тобой и без тебя” соединились социальные, патриотические обобщения и личные чувства. Эмоциональный, исповеднический тон любовной лирики Симонова поразил читателя драматичным контрастом военного времени и открыто звучащей доверительной, личной авторской интонацией. В военных стихах Симонова напряженная эмоциональность соединяется с почти документальной очерковостью (“Седой мальчишка”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и др.).
Творчество Симонова автобиографично. Его персонажи по большей части несут в своей судьбе и своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самого автора.



spacer
Тема Великой Отечественной Войны в поэзии военных лет