Тема Великой Отечественной войны (по произведениям В. Кондратьева, В. Быкова)

В этом году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает от нас события тех лет, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма.
Вторая мировая война жирной чертой разделила жизнь многих миллионов людей на две части: до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба.
Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Писатели-фронтовики оставили после себя значительное литературное наследство. После знакомства с их рассказами начинаешь понимать весь ужас войны, который не могут передать сухие цифры статистики и который не могут заглушить многочисленные награды и регалии бывших солдат.


Невозможно в полной мере ощутить боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется разобраться, что стояло за героизмом, питало его, было его почвой. Что позволило в “сороковые роковые” не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой борьбе человеком? Какими были те, кому мы обязаны своей жизнью? Такие вопросы я задавал(а) себе в дни празднования 60-летия Победы, когда мы вручали цветы седовласым восьмидесятилетним ветеранам, когда возлагали цветы к мемориалу воинской славы. Ответить на эти вопросы помогли мне книги о войне, честные и талантливые, вызывающие боль, тревогу, возмущение, заставляющие думать и переживать. Хочется подробнее рассказать о двух реалистичных историях, написанных участниками тех событий: повесть В. Быкова “А зори здесь тихие” и повесть В. Кондратьева “Сашка”. Война в них предстает не чередой побед и поражений, а военным бытом с его повседневными заботами. Все события в этих рассказах “пропущены” через души героев. Великая Отечественная война показана не как трагедия мирового масштаба, а как личная драма каждого ее участника.
Произведение Б. Васильева “А зори здесь тихие…” было написано в 70-х годах. Я перечитал(а) ее после того, как посмотрел(а) фильм режиссера Станислава Ростоцкого накануне праздника Победы. Почему эта книга так потрясла меня? Наверное, потому что автор сумел повернуть тему войны такой стороной, которая особенно впечатляет. Ведь обычно оружие и бои – это мужское дело, а здесь главные героини – юные девушки.
Первые главы повести рисуют будни полувзвода зенитчиц на спокойном разъезде в Карелии. Автор подчеркивает женственность и обаяние молодых героинь, по-женски налаживающих отношения между собой, единодушно пытающихся саботировать распоряжения “сухаря” Васкова. И вот суровая действительность войны вступает в непримиримое противостояние с жизнелюбием, нежностью, добротой. Особенно ярко это проявляется, когда Рита Осянина убивает первого немца. Потрясение от убийства так велико, что всю ночь она не могла сомкнуть глаз. Такие же чувства испытывает и Женя Комелькова в бою, когда убила врага прикладом по голове.
Я почти зримо представляю себе и Женьку Комелькову с ее яркой и броской красотой, и строгую, с огромным чувством долга, Риту Осянину, и хрупкую, беззащитную поклонницу Блока Соню Гурвич. В Лизе Бричкиной главное – ее близость к природе, сердечность, а “изюминка” Галки Четвертак – в ее неуемной фантазии.
У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты – гибель “на второй день войны в утренней контратаке” мужа. У Жени “маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили”. У Сони – “дружная и очень большая семья” в оккупированном Минске. У Лизы – несостоявшееся “предчувствие ослепительного счастья”. У Гали – неосуществленные фантазии.
Объединяет этих разных героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Пять смелых девушек, не колеблясь, выступили против целой диверсионной группы специально обученных убийц. Героини, не требуя для себя никаких скидок, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они даже не жалеют своих жизней.
Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней. Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Каждая из них могла бы воспитывать детей, приносить радость людям. Но была война… и… “оборвалась ниточка”. Хрупкие создания, чье предназначение заключается в том, чтобы продолжать жизнь на земле, взваливают на свои плечи непомерно тяжелый груз, вступают в беспощадную схватку. И все они – героини! Поэтому видится подвигом и совсем “негероическая” гибель Лизы в болоте, и случайная смерть Сони, и нелепый конец бытия Гали.
Свой подвиг совершил и старшина Федот Евграфович Васков. Кажется поначалу, что писатель смотрит на него несколько иронично. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек, и в глазах читателей. Он предстает не только умным, опытным воином, но и нравственно богатым и воспитанным человеком. Васков понимает, как трудно его подопечным и физически, и морально. Он старается помочь, защитить, спасти от смерти, так как хорошо понимает, что воюют “…будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена”.
Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова. Основа этого развития – в исконных нравственных качествах, чувстве ответственности “за все на свете”. Главное для Васкова – “не отступать, не отдавать ни клочка земли на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире никого: лишь он, враг, да Россия”.
Единый подвиг – защита родины – уравнивает старшину и пятерых девчат, которые “свой фронт, свою Россию” отстаивают на Синюхиной гряде ценою собственной жизни.
В. Кондратьев в повести “Сашка” широко изобразил жизнь людей во время войны. Глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Если у Воробьева мы переживаем жизни пяти девушек, то в повести Кондратьева перед нами предстают все “прелести” военного быта. Война проникла во все уголки страны, в жизнь каждого человека, независимо от его пола, возраста, места жительства. В то страшное время доставалось всем: и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях…
Читатель вместе с Сашкой пленит немца, вступает в конфликт с начальством, проходит длинный путь от линии фронта до Москвы через опустошенные селения, спасает жизнь другим солдатам.
Есть место в повести и любовным переживаниям. С первых страниц бросаются в глаза трудности и обделенность жителей России в военные годы. Постоянные перебои с питанием, нехватка оружия, отсутствие человеческих условий жизни, дефицит одежды… Рискуя жизнью, Сашка проходит через опасное поле для того, чтобы снять с убитого немца валенки и отдать их ротному, так как у того обувь пришла в негодность. Махорка достается редко, питаются солдаты овсянкой и сухарями, в сражения идут с оружием образца 1891 года. При этом каждый знал, что “в каком-то из боев прибьет его насмерть”. Этим описанием полностью оправдываются слова главного героя о том, что издалека война кажется приключением, площадкой для проявления своих лучших качеств, а на деле все обстоит не так красиво.
Но прежде всего Сашка, да и все солдаты – обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с “фрицем” мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И в то же время Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему: он позвал санитаров к умирающему в лесу солдату, заступился за друга – лейтенанта в больнице, сохранил жизнь пленному, так как не мог вот так просто убить человека, даже врага. Война не смогла сломить в нем чувство жалости к окружающим, будь то надоедливый и слишком болтливый попутчик Жора, немец или простая деревенская женщина…
Автор уделяет внимание в повести и этим героям. Два наиболее ярких образа – Зина, возлюбленная Сашки и Паша, хозяйка избы, в которой заночевал главный герой. На фронте мужчины спасались от пуль и вражеских мин, а в тылу и в больницах девушки и женщины буквально на руках вынашивали раненных, лечили, перевязывали и отмывали солдат от трехмесячной грязи и вшей. Матери и хозяйки в опустошенных деревнях боролись с голодом, пытались накормить детей, делили дом, стол и супружескую кровать с проходящими мимо военными. Женщины видели войну изнутри, с тыльной стороны, и их участь справедливо можно сравнить с “мужской” войной на фронте. Их вклад в победу неоценим.
В повести мы видим, что жизнь продолжалась, несмотря на жесткие условия. Люди находили время для любви и танцев. В эти годы многие нашли верных друзей или свою вторую половину. Было место в военное время и для дружбы, и для простого человеческого общения. Особенно ярко это передано в заключительной главе, в которой Сашка приезжает в Москву, видит людей, не вовлеченных в войну непосредственно, видит девушек, добровольно отправляющихся на фронт. И он понимает, что жизнь продолжается, несмотря ни на что, и все идет своим чередом. Но Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в его сердце, а также в сердцах миллионов таких же, как герой.
В рассказах военных и послевоенных лет мы видит судьбы, такие разные и такие одинаковые в своем горе, своей боли. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством.
К сожалению, люди моего поколения почти лишены возможности услышать повествования об этой войне из уст ее непосредственных участников. Все меньше их, живых свидетелей кровавой схватки. Что нам остается? Документальные хроники, художественные фильмы, книги. Пусть пройдет еще полвека, но тема великой и страшной битвы будет также близка авторам.
Мы – часть страны, ее будущее. Пусть нет той страны, которая выиграла ту войну, СССР уже давно не существует, но новое поколение не должно забывать… Оно должно гордиться!



spacer
Тема Великой Отечественной войны (по произведениям В. Кондратьева, В. Быкова)