Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата. Символ вечности — огонь и камень. Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге… Мамаев курган…
Сколько их, таких известных и не очень известных памятников на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, но и книги о войне.
Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига.
Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова, В. Быкова и многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полета, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить все великое разнообразие литературы о войне?
Но для меня любимыми остаются произведения Б. Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слез повесть «А зори здесь тихие…». Но сейчас мне бы хотелось остановиться на другом его произведении — «В списках не значился». Почему? Помните, как у Твардовского: «Но сыну было, пусть узнает мать, лицом на Запад легче умирать». А лицом на Восток? Это были герои из героев, которые, оставшись, боролись с врагом до последнего.
Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости 19-летний лейтенант Николай Плужников.
Хотя в повести описывается всего несколько «мирных» дней Плужникова, но для него они насыщены важными событиями. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе получает назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Едва выкроив полдня, чтобы проститься с матерью и сестрой, и успев влюбиться в подругу сестры, молодой офицер уезжает к месту назначения. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям.
Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Это только внешняя канва. Главное — это показ героизма и внутренней красоты наших воинов. Писатель говорит, что после трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну-единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом, похожих на обмороки, минут забытия и постоянного, изнуряющего,, не проходящего даже во сне желания пить».
Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей.