В период расцвета русской литературы, названный впоследствии Золотым веком, читатель сформировался особенный — проницательный, ищущий отражения жизненного водоворота событий в произведениях тех писателей и поэтов, чье творчество он выделял или чьим произведениям отдавал свое читательское предпочтение. На первую ступень литературного пьедестала и проницательный читатель Золотого века, и современный читатель века стремительных скоростей, несомненно, ставил и ставит два великих имени: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Ярчайшие представители русской литературы, ознаменователи ее расцвета, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, занимают особое место в истории русской классики. Живое вещество их произведений действует на умы читателей и заставляет сердца их биться чаще, удивляться тонкому подходу к раскрытию образов героев их бессмертных произведений.
Для раскрытия и верного понимания литературного образа существуют множество приемов в композиции и сюжете произведения. Читателю более известен композиционный прием сна («Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Не менее важным для понимания характера литературного героя является его изображение в кульминационные моменты повествования, например, в момент погони.
Наиболее захватывающие и яркие сюжетные ситуации погони представлены в романе А. С. Пушкина «Дубровский» и в произведении аналогичного жанра М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В обоих случаях погоня является кульминацией и внешних обстоятельств, и развития внутреннего мира героев.
А. С. Пушкин смог в «Дубровском» широко и правдиво отобразить картину помещичьего провинциального быта и нравов начала XIX века. В. Г. Белинский по этому поводу заметил: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью». Действительно, один из героев произведения, богатый и властный, избалованный жизнью Троекуров, — ужасающее порождение феодально-крепостнической действительности времен Екатерины. Одной из примет этого времени были неравные браки. По сюжету романа самодур-помещик Троекуров решил выдать свою дочь за старика Верейского. «Европеец» Верейский сочетает в своем образе лоск, внешнюю культурность с такими же феодальными задатками, как и отец Марьи Кирилловны. Он добивается брака с девушкой, которая искренне любит другого. Единственное спасение для девушки — бежать с любимым, но обстоятельства против нее: о ее намерении узнает отец, день венчания неумолимо приближается, вестей от любимого нет. Чуда, на которое так надеялась девушка, не произошло — обряд был совершен. Чтобы представить читателю сложный внутренний мир своих героев, автор включил в свое повествование сцену погони. Она представлена практически в самом конце повествования, в XVIII главе (последняя — XIX). Ситуация разворачивается на пути из церкви, где уже произошло венчание. Дубровский со своими людьми внезапно нападает на карету, пытаясь освободить свою невесту. С появлением звуков погони в общей картине меланхолии и чувства отчаяния появляется заметное оживление. За несколько строк Пушкин подгоняет повествование далеко вперед, сюжет становится намного динамичнее. Разбойники и герой-романтик уезжают так же внезапно, как и появляются, оставив Марью в смятении. Ее позиция чести и уважение уже сделанного (хоть и не ею самой) выбора не позволяют бросить все и убежать с Дубровским, о чем она ему немедленно сообщает. Дубровский мгновенно ломается: «боль раны и сильные волнения души лишили его силы». Последняя погоня Дубровского за своей любовью оказалась напрасной, но она в любом случае должна была совершиться. Владимир — человек волевого и сильного характера. Его даже можно назвать отщепенцем по отношению к помещичьей среде, потому что он бунтарь. Однако автор не делает его выразителем бунтарского настроения крепостного крестьянства, он бунтарь по личным мотивам. Это доказывается его решением поджечь дома с приказными внутри. Его целью было не убийство, он, вероятно, не захотел отдавать дом своего отца и заодно припугнуть подлых приказных. Дубровский не кровожаден, но справедлив. Даже разбойничья шайка, которая действует под его началом, нападает «не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста». Работая учителем у Кирилы Петровича, он оказывается в одной комнате с медведем, но не теряется, а сразу стреляет в него из пистолета, который всегда носит с собой. Все эти факты показывают, насколько чувства Дубровского подчинены разуму, а благородие сердца стоит для него самого выше всего. Когда Марья Кириловна, собрав все свои силы, с твердостью сказала о том, что перед Богом она стала женой другого и, несмотря на преследование кареты с молодоженами, он все равно опоздал, Дубровский понял: борьба с Троекуровым закончилась. Герой-бунтарь навсегда оставляет родные места. Погоня, обострившая чувство мести, вернула молодого Дубровского к позиции долга и ответственности за свои поступки.
Погоня у Лермонтова в «Герое нашего времени» начинается со слов «Я как безумный выскочил на крыльцо…». Вообще, именно эпитетом безумная можно точно обозначить характер этой погони. Главный герой, Печорин, бежит за той, кого не хочет терять, однако только в момент перед погоней за своей возлюбленной Верой он это осознал и принял. Поводом для этого послужило откровенной письмо Веры, в котором она признается Печорину в вечной любви и говорит о том, что уехала в Пятигорск с мужем. Печорин сорвался сразу, как только прочел послание до конца. В момент погони герою не до проносящихся перед его взором картин, он не замечает красоту окружающей природы. Им владеет одна только мысль: догнать Веру. Печорин требует от себя только действия, поэтому в сцену погони не включены эпитеты, метафоры — сцена изобилует глаголами. Динамичность повествования передает желание героя удержать погибшее счастье. Порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня — все это искренне! Мы видим, что перед нами не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от нестерпимого уже одиночества человек. Все его эмоциональное и психическое состояние достигло пика своего выражения, и все его чувства слились в одну большую энергетическую волну, которая стихийно накрыла Печорина и оставила на некоторое время под собой. «Я молился, проклинал, плакал, смеялся…» — вся его эмоциональная палитра была затемнена, когда он понял, что у его коня не хватит сил доскакать до Пятигорска. А там Вера. А там надежда на прощение. Там другое, возможно, новое начало… Но все оказалось напрасным. Через день он все-таки уезжает из Ессентуков, но уже без той лихорадочности, с которой продолжалась его погоня. По дороге Печорин видит труп своего коня, но только вздыхает и отворачивается. Его одолевает жалость к самому себе и собственной неудаче. Печорин склонен анализировать свои даже самые безрассудные поступки: «Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Повествование в романе зиждется только на одном — на душевном состоянии героя. Все вокруг имеет его точную и хладнокровную оценку, но только не Вера. Чем больше он старается разобраться в своем к ней отношении, тем больше он путается. Печорин бросается за ней в погоню, потому что не хочет отдавать ее мужу, он точно знает, что больше никого не сможет полюбить так же чисто и сердечно, как Веру. Погоня в «Герое нашего времени» является ключевым моментом в понимании истинного характера Печорина. Ее дополняет глава «Фаталист», конечная в смысле композиции и в смысле законченности характера главного героя.
Обе эти погони — результат внезапного, неожиданного порыва героев. Для Дубровского это запоздалая весть о венчании Марьи, для Печорина — письмо Веры. Оба героя мчатся навстречу женщине, которая априори их уже отвергла. Однако в случае с Печориным читатель не знает наверняка, откажет ли она ему или ее сердце снова растает при виде возлюбленного. Но последняя ситуация заведомо невозможна, так как Печорин не способен вовремя нагнать Веру. Многие тонкие психологические линии характера героя поломались бы, если Лермонтов допустил такой ход событий.
Сюжет в обоих романах различен: у Пушкина роман разбойничий, а у Лермонтова психологический. Александр Сергеевич делает ставку больше на происходящие с героем и вокруг него события, стараясь избегать такой широкой оценки личности героя, к которой прибегает Михаил Юрьевич. Однако ситуации погони в этих романах композиционно являются одной и той же частью — кульминацией. В «Дубровском» эта погоня является перед читателем в самом конце романа, однако известно, что произведение автором не окочено. Поэтому можно предположить, что Владимир будет снова добиваться руки девушки, объявившись перед князем и вызвав его на дуэль. Для Печорина во время погони происходит торжество чувств над вечно холодным и рациональным разумом, своего рода кульминационный психологический момент. Но у «Героя», в отличие от «Дубровского», есть логичный конец. Читатель доподлинно узнает о кончине Печорина, но неизвестно, при каких обстоятельствах она произошла, так как Григорий Александрович, как и Дубровский, скрылся в неизвестном направлении и с неизвестной целью.