Свобода и вседозволенность — понятия, на первый взгляд, очень близкие. В быту их часто путают, принимая одно за другое. На самом деле многие века в философском мире ведутся споры об этих двух категориях. Ученые пытаются разграничить «свободу» и «вседозволенность», определить, где заканчивается одно и начинается другое.
На мой взгляд, свобода является неотъемлемой частью счастья каждого человека. Только будучи свободным, человек может реализовать себя в жизни. Человеку просто необходима свобода совести, свобода любви, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода передвижения и. т. д. Недаром свобода — одна из незыблемых основ любого демократического государства.
Свободу завоевывают и отвоевывают. В мире происходили и происходят войны за независимость государств. Люди завоевывают свободу, чтобы жить и развиваться так, как они считают нужным. И в жизни каждого человека происходят маленькие войны за свободу. Рано или поздно возникают ситуации, когда необходимо отстаивать свою независимость перед окружающими, доказывать всем, что ты взрослый, самостоятельный человек, способный сам творить свою жизнь.
Кстати, понятие свободы очень тесно связано с понятием ответственности личности, ответственности перед собой и перед обществом. Человек свободен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. Существует такое выражение: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Следовательно, человек волен поступать, как хочет, пока это не затрагивает интересы других людей. Тогда он уже должен считаться со свободой другого. А если считаться не хочется, и человек слушает только себя, тогда его свобода перерастает во вседозволенность.
Вседозволенность страшна тем, что ведет к анархии. К сожалению, в умах современных подростков образ анархии приобретает романтический ореол. Они считают, что это «круто», не задумываясь о последствиях, которые влечет за собой подобный режим. Молодые люди принимают анархию за свободу, путая эти понятия. Но красивое слово на деле теряет всю свою прелесть. Каждый человек делает все, что ему вздумается, не задумываясь о правах другого. В результате люди теряют все свои права. Они живут, не имея права на неприкосновенность, права на частную жизнь, права на передвижение, то есть, по сути, не имеют права ни на что.
Вседозволенность, появляющаяся в умах некоторых политических деятелей, приводит к страшным событиям в их стране и в целом во всем мире. Так, в истории 20 века было несколько подобных властителей. Ярчайшими их представителями можно назвать Гитлера и Сталина. Идея вседозволенности, царствующая в их умах, привела к огромной трагедии, унесшей миллионы жизней.
На мой взгляд, у истоков идеи вседозволенности стоит панический страх самого себя и, соответственно, всего окружающего мира. Человек сильный и уверенный в себе никогда не будет препятствовать свободе другого человека. Страх заставляет человека защищаться и нападать самому.
Возвращаясь в мирное русло, хочется сказать, что самая страшная вседозволенность — это моральная. Потому что она не столь явная и подтачивает личность изнутри. Идея моральной вседозволенности является одной из основных тем романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лорд Генри Уоттон, один из героев романа, проповедует идею полной вседозволенности.
Этот образ не лишен обаяния, но в определенный момент становится страшно от того, как он безжалостно манипулирует людьми. Лорд Генри говорит, казалось бы, правильные вещи, но на деле они оборачиваются страшными деяниями: «Главная цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы рождаемся на свет».
В дальнейшей речи лорда Генри уже четко проявляется идея вседозволенности: «Только согрешив, можно избавиться от соблазна совершить грех, ибо осуществление желания — это путь к очищению… А если пытаться ему противиться, то вся душа истомится желанием изведать то, на что она же сама и наложила запрет…».
Свои идеи лорд Генри успешно претворяет в жизнь. Одной из его жертв стал удивительно красивый молодой человек Дориан Грей. Следуя жизненной философии лорда Генри, Дориан разрушает свою жизнь и жизнь любящих его людей. Он потакал своим малейшим прихотям, совершенно не думая об окружающих. Так, увидев в маленьком театрике молодую актрису Сибиллу Вейн, Дориан увлекается ей и даже желает на ней жениться. Но малейший провал Сибиллы на сцене — и любовь Дориана улетучивается, не оставляя и следа. Он жестоко оскорбляет девушку, которая, не выдержав такого позора, кончает с собой.
Образом портрета, меняющегося со временем вместо Дориана, Оскар Уайльд желает сказать нам, что Грей продал душу дьяволу. Дьявол — это и есть вседозволенность, разрушающая все на своем пути.
Таким образом, мы выяснили, что понятия «свобода» и «вседозволенность» — кардинально разные вещи. Если можно так выразиться, свобода — положительная, созидательная категория. Она является необходимым элементом полноценной человеческой жизни. Вседозволенность же — резко отрицательная категория, несущая боль, смерть и разрушение в жизни людей.