Л. Н. Андреев — писатель необычный, своеобразный, обладающий интересным художественным стилем и взглядом на мир. Воспитанный на философских идеях Шопенгауэра и революционных народников, Андреев сочетает в своих произведениях трагическое мироощущение и огромный интерес к социально-общественным явлениям эпохи. В рассказах этого писателя ставятся и решаются сложнейшие мировоззренческие вопросы (добра и зла, жизни и смерти, предназначения человека и т. д.).
В ранних произведениях Андреев показывает существование обычного, «маленького», человека, сосредотачивает свое внимание на изображении бессознательно трагического в его жизни, соотношении там света и тьмы. На мой взгляд, тьма в героях Андреева преобладает.
Так, например, главный герой рассказа «У окна» (1899), небогатый тридцативосьмилетний чиновник Андрей Николаевич, живет в маленькой каморке, похожей одновременно на гроб и на могилу. Жизнь этого неприкаянного человека, прозванного товарищами «Сусли-Мысли», равносильна медленному умиранию: его «омертвевшая душа» ни к чему не стремится. Единственное его времяпрепровождение, помимо работы, — добровольное заточение «у окна», без всяких эмоций, без единой мысли.
В жизни героев рассказа «Большой шлем» (1899) тоже царит трагическое предопределенность и одиночество. Писатель показывает бездуховные будни четверых игроков в винт. Эти люди сами сводят свою жизнь до карточной игры, максимально сужают рамки своего существования. Им кажется, что из этого замкнутого круга уже нет выхода.
Символом однородности и ограниченности бытия героев становится карточный стол, вокруг которого они собираются три раза в неделю. Мечта одного из них, Николая Дмитриевича, сыграть большой шлем — это символическая попытка «прорыва» из этого замкнутого пространства. О том, как близка была его мечта к осуществлению (на руках у него оказался верный «большой шлем в бескозырях»), умерший за карточным столом Николай Дмитриевич никогда не узнает. Партнеров же героя волнует только один вопрос: «А где же мы теперь возьмем четвертого?»
Рассказ «Жили-были» (1901), на мой взгляд, наиболее ярко отражает точку зрения самого Андреева на вопрос соотношения света и тьмы в человеческой жизни. В центре произведения находятся два героя — купец Кошеверов и дьякон Сперанский. Эти люди встречаются в общей больничной палате. Оба они тяжело больны и знают, что надежды на выздоровление нет.
В этом рассказе писатель использует свой излюбленный прием — он помещает героев в пограничную ситуацию — на грани жизни и смерти, раскрывая их истинные мысли и качества, их суть.
И вот мы видим, что для купца Кошелева смерть — страшный итог своего бесцельного и бессмысленного существования. Для дьякона же Сперанского — это начало новой жизни. Этот светлый человек уверен, что он продолжится и отразится в судьбах других людей — жене, детях, в солнце и небе, в прекрасном мире, его окружающем: «Ах, отец, отец! Солнышка жалко. Кабы ты знал… как оно у нас… в Тамбовской губернии, светит. За ми… за милую душу!»
Символично, как мне кажется, и то, что отец дьякон остался жить, тогда как Лаврентий Петрович, не понимающий и не разделяющий взглядов Сперанского, умер.
Важно, что Андреев показывает тоскливую, лишенную света и радости, жизнь не только взрослых людей, но и детей. Одной из главных тем творчества писателя является тема не знающего радости детства.
Ребенок у Андреева оказывается «чужим» во враждебной и непонятной для него реальности (как герой рассказа «Петька на даче»). Дети в произведениях писателя зачастую помещены в условия, прямо противоположные норме и закону. Так, не знает светлого детства гимназист Сашка. Для него в ангелочке, которого отец принес с елки из богатого того дома, сосредоточилось не столько счастье, сколько несогласие с «нормой жизни»: «Ангелочек спустился с неба, на котором была ее душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь» («Ангелочек»).
Судьба героя повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904) напоминает суд библейского Иова. Герой одержим верой в высшую справедливость и в Бога. Он считает, что господь ниспосылает людям и радость, и горе, чтобы испытать их.
Задумываться о своей вере Василий начинает после того, как утонул его первенец. Родившийся новый ребенок Вася — идиот, который олицетворяет все роковое и непостижимое для человеческого ума зло. Но и это не колеблет веры отца Василия, а, напротив, направляет его в мир, к людям, где «у каждого страданий и горя было столько, что хватило бы и на десяток жизней». И герою открывается «огромная правда о боге, и о людях, и таинственных судьбах человеческой жизни».
К герою приходит мысль о собственном избранничестве, ему кажется, что он испытуемый Богом избранник, который призван облегчить страдания людей. Но столкновение с реальной правдой жизни заканчивается для Василия трагедией: попытка оживить бедняка лишает отца Василия веры. В его жизни Свет сменяет Тьма, разрушающая и лишающая надежды. Герой сопротивляется ей из последних сил, но, кажется, исход этой борьбы предрешен.
Таким образом, произведения Л. Андреева насквозь философичны и решают коренные вопросы бытия. Герои этого писателя сталкиваются с Тьмой, преодолеть которую, как правило, они не в силах. Лишь в редких случаях люди у Андреева оказываются сильнее обстоятельств, потому что обладают мужеством и духовной силой с ними бороться.
По мнению писателя, в жизни каждого человека, как и в жизни общества в целом, сосуществует Свет и Тьма. Во многом соотношение этих сил определяет судьба, внешние обстоятельства. Но смириться с ними или бороться — этот выбор в руках каждого человека. Сделать его всем своим творчеством призывает Леонид Андреев.