Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася»

В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом — тот, от чьего лица ведется повествование, кто «представляет» читателям все, что происходит в произведении.
В повести Тургенева «Ася» таким лицом является сам герой — Н. Н., будучи уже в пожилом возрасте, вспоминает и рассказывает свою историю, случившуюся с ним в молодости.
Мы видим, Тургенев вводит в повесть образ рассказчика, что позволяет автору максимально полно раскрыть внутренний мир этого героя, рассказать о его мыслях и переживаниях

от «первого лица». Это позволяет достоверно «представить», раскрыть образ персонажа. Вернее, он сам раскрывается перед своими собеседниками в повести и перед читателями.
Лишь одной фразой, введя прямую речь в самое начало повести, автор обозначает, что ведущим в произведении будет рассказчик: «Мне было тогда лет двадцать пять, — начал Н. Н….» Далее автор «удаляется», предоставляя говорить только рассказчику.
Ретроспективная композиция позволяет Тургеневу как бы больше не появляться в тексте, не делать своих замечаний, не производить никаких оценок — проживший долгую жизнь
и осмысливший происшедшую с ним историю рассказчик все делает «за автора». Он сам оценивает свое поведение, чувство к Асе, последствия своего трусливого поступка: «Я знавал других женщин — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось». Н. Н. сам подводит итог своей жизни, обусловленный его характером, его образом мысли и жизни: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума…»
Однако, на мой взгляд, отсутствие автора в тексте лишь видимость. На протяжении всего повествования автор незримо присутствует в повести. Это проявляется, в первую очередь, в диалогах героев — они изложены не как это обычно бывает в прямой речи (посредством косвенно-прямой речи, передается лишь общий смысл разговора), а подробно, с воспроизведением всех реплик, чувств и мыслей героев, сопровождающих их, как это бывает при авторском повествовании от 3-го лица:
«- Скажите, — заговорил вдруг Гагин, со своей обычной улыбкой, — какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?
— Да, — ответил я не без некоторого недоумения. Я не ожидал, что он заговорит о ней».
То же самое относится и к передаче внутренних монологов, описаний действий героев и т. д.: «Какие предрассудки? — вскричал я, как будто он мог меня слышать, — что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня…» Я схватил себя за голову…»
Таким образом, субъектная организация в повести Тургенева «Ася» довольно сложна. Она включает в себя 2 субъекта — «видимого» рассказчика, дающего более общий анализ всего происходящего, и «невидимого» автора, который помогает создать более полную картину происходящего, в основном, за счет мелких деталей, подробностей и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася»