Стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)

А. А. Фет — величайший поэт 19 века, один из тончайших русских лириков. Его поэзия отличалась от лирики предшественников, прежде всего, живым чувством красоты. Особенность фетовского творчества заключается в том, что любовная и пейзажная лирика составляют одно целое, близость к природе тесно связана у него с любовными переживаниями. «Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу», — говорил К. Бальмонт.
Одним из ярчайших примеров творчества Фета, его своеобразной визитной карточкой является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»
Впервые оно было опубликовано в 1850 г. во второй книжке «Москвитянина». По мнению исследователей, написано оно было не позднее конца 1849 г., а, возможно, и еще раньше. В этот период у А. Фета был бурный роман с Марией Лазич. «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее»,- писал Фет. Это было глубокое чувство, вдохновившее поэта на многие поэтические шедевры, в том числе, и на стихотворение «Шепот, робкое дыханье». С этого стихотворения началась громкая слава Фета.
Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.
Стихотворений о любви, свиданиях много в лирике поэта, но в этом произведении присутствует неповторимый таинственный полумрак, события словно окутаны «полупрозрачной завесой».
Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Миром правит хозяин весенних лунных ночей — соловей. Постепенно все наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью. Слово «тени» употреблено дважды, это усиливает впечатление загадочности, таинственного колебания. Далее изменения происходят очень стремительно: эпитет «дымные» пока еще указывает на господство ночи, но вот появляется «пурпур розы» и, наконец, «отблеск янтаря». Эти метафоры помогают увидеть стремительно приближающийся рассвет, который окрашивает все множеством цветовых нюансов. И вот в последней строке — торжество утра: «И заря, заря!..». Поэзия заимствует у живописи множество красок, кажется, что перед нами не слова, а мазки, выполненные кистью великого художника.
Все эпитеты служат для создания таинственного настроя: «робкое», «сонный», «ночной», «волшебные», «милое», «дымные». От этого события выглядят чуть размытыми, как будто смотришь на все сквозь пелену слез счастья, слез любви. Все стихотворение — это метафора, зарождающееся утро символизирует вчерашнюю наивную девушку, наконец вкусившую сладость любви.
Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Они, словно жемчужины, нанизаны на единую нить. Все произносится на одном дыхании, будто малейшая задержка может спугнуть счастье.
В стихотворении нет глаголов, но это не лишает его движения. Действия присутствуют в каждой строфе: «шепот», «колыханье», «ряд… изменений», «отблеск», «лобзания». Предметы, явления, следующие друг за другом, помогают выразить дрожь сердца, огонь крови, нарастание страсти. Они живут не сами по себе, а как приметы эмоций и состояний. Стремительная смена неподвижных картин придает ошеломляющую динамичность, легкость. Она дает поэту возможность представить переходы из одного состояния в другое: Фет предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намеком.
В конце стихотворения стоит восклицательный знак — это упоение лирического героя своим чувством, восторг. В то же время присутствует и многоточие, указывающее на возможное продолжение, развитие чувств. Однако, мне кажется, это также свидетельствует о некой целомудренности и нежелании говорить открыто об интимных чувствах. Намеками, через природные образы, Фет посвящает читателя в великое таинство любви. Стихотворение жизнеутверждающее, полно свежести и аромата.
Движение передается ритмом: четырехстопный хорей чередуется с трехстопным, что создает образ набегающих волн, чувства переполняют лирического героя. Все рифмы женские, это придает стихотворению плавность и певучесть. Ассонансы на «о» и «а» дополняют это впечатление. Сонорные согласные «р», «л» создают неповторимый звуковой фон ясной ночи, наполненной соловьиным пением, плеском волн ручья, биением влюбленных сердец.
В этом стихотворении поэт прекрасно передает минутные ощущения, и, чередуя их, он показывает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. По выражению Кудрявцева, в этом произведении есть «зарождения» особого рода», очень сходные с «настроенностью музыкальной».
В свое время стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» породило массу пародий, высмеивающих его беспредметность, отвлеченность. Но, тем не менее, поэзия А. Фета — неисчерпаемый источник, полный как беглых, стихийных, неосознанных чувств, так и глубоких размышлений. Все его стихотворения о природе — сокровищницы, в зеркале которых можно увидеть свой внутренний мир и насладиться ранее неведомыми чувствами.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)