Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» входит в самый первый сборник Ахматовой «Вечер». Во время составления этого сборника молодой Ахматовой владело безудержное чувство «влюбленности в любовь». Она посвящала стихи разным людям, влюбляясь в них и отдаваясь этим чувствам без остатка. Это стихотворение служит ярким тому примером.
Всплеску чувства способствовало, казалось бы, незначительное событие: «Сегодня мне письма не принесли». Но, насколько оно было важным для лирической героини, можно почувствовать уже в конце первого четверостишия, так как первая и последние строки его совпадают. Мысль разлуки с любимым человеком проходит лейтмотивом через все стихотворение. Героиня пытается найти оправдание расставанию, стремится подбодрить себя «серебряным смехом» весны, но ничего ее не радует:
Теперь весна, и грусть весны отравна
Ведь:
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой…
Героиня испытывает при воспоминании о любимом очень трепетные чувства, с обожанием описывая его. И даже строки, написанные ею, называет «нежными». В последнем четверостишии уже недвусмысленно описывается боль в душе лирической героини:
… Легкий трепетный смычок
Как от предсмертной боли бьется
И страшно мне, что сердце разорвется.
Живые трагичные переживания Ахматова передает с легкостью мастера через незначительные детали. Мы следим в стихотворении не только за размышлениями лирической героини о ее страданиях, но еще и за тем, что «еще совсем недавно…» «белою зимой» она была с любимым вместе. Весна же принесла с собой разлуку и боль. Эта маленькая деталь введена поэтессой в повествование для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть, что ее героиня не замыкается только на внутренних переживаниях, но видит и по-своему воспринимает все, что происходит вокруг нее. Во-вторых, противопоставляются два времени года, Ахматова подчеркивает тем самым контрастность чувств. Примечательно то, что у нее два эти времени года поменялись местами и как бы нарушили общепризнанную логику жизни. Обычно зима ассоциируется с внутренней опустошенностью, с засыпанием чувств и эмоций. Весна, в свою очередь, время зарождения новой жизни, влюбленности, время безудержного желания радоваться каждому дню. У Ахматовой же весна «отравна». Такие сравнения подчеркивают самобытность восприятия поэтессой окружающей ее действительности.
Все стихотворение проникнуто глубочайшим лиризмом. Он достигается Ахматовой не только посредством слова, которым она искусно владеет, но и построением стиха, которое очень необычно.
Стихотворение состоит из трех строф. Первые две заключают в себе по пять строк, последняя — четыре. Пятые строки в первых двух строфах являются точным повторением первых строк. Это позволяет Ахматовой акцентировать внимание на том, что является источником глубоких переживаний героини. Многоточия, употребленные в конце каждой строфы, побуждают задуматься над смыслом всего сказанного, дорисовать образ героини в каждый конкретный момент переживаний.
Биение живых чувств заметно не только в словах, но и в рифме стихотворения. Он не ровный, не застывший в каком-либо определенном размере. Ахматова использует для этого укороченные строки:
Он был со мной еще совсем недавно…
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна…
Это подчеркивает душевный надрыв, эмоциональность лирической героини.
Все это вводит в глубоко истинный мир поэтессы, будоража разум и сердце.
Мне очень близка ранняя лирика А. А. Ахматовой. Стихотворение «Сегодня мне письма не принесли…» поражает меня своей эмоциональностью и, в то же время, логичностью описанных в нем переживаний, потому что страдающему человеку обычно очень тяжело объективно оценивать окружающую его действительность и здраво рассуждать о своих страдания. А. А. Ахматова черпала из источника своих страданий и переживаний живую воду поэзии, которая до сих пор утоляет жажду безудержных романтиков.