Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа, гениальный художник-новеллист и великий драматург. Его пьесы «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» не сходят со сцен театров и по сей день. Популярность их у нас и на Западе велика.
Творчество А. П. Чехова приходится на конец XIX — начало XX века, когда на смену феодальному строю приходит капиталистическая формация, давшая возможность ввести новые формы хозяйства.
Однако представители поместного дворянства нехотя вступали в новую жизнь. Консерватизм большинства из них, неспособность отказаться от феодальных методов ведения хозяйства, неумение использовать сложившуюся ситуацию привели помещичьи имения к разорению.
На фоне обнищания дворянства вступает в экономическую жизнь России новый слой общества, новые люди — предприниматели, «хозяева жизни».
В пьесе «Вишневый сад» этот новый хозяин жизни — Лопахин — умный, энергичный делец, промышленник. На фоне непрактичных, безвольных дворян Раневских и Гаевых, живущих больше прошлым, чем настоящим, его выделяет огромная энергия, широкий размах работы, жажда образования. Он знает свое место и в жизни, и в обществе и нигде не роняет своего достоинства.
В то время как Лопахин осознает безвыходность положения владельцев вишневого сада и дает им практический совет, они слагают патетические гимны дому и саду, разговаривают с вещами — со шкафом, со столиком, целуют их и уносятся мыслями в милое, беззаботное прошлое, так безвозвратно ушедшее. В экстазе они не слышат и не хотят слышать Лопахина, о неизбежности катастрофы никто из них не хочет говорить.
Лопахин прямо и просто называет вещи своими именами («…вишневый сад Ваш продается за долги…»), готов помочь в беде, но у него нет общего языка с Гаевыми. Его трезвый, реалистический подход к действительности кажется им «хамством», оскорбительным для их чести, непониманием красоты.
У Лопахина же свое понимание красоты: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь».
Старый мир — Гаевы и Раневские, Симеоновы-Пищики, Фирсы, хранители былых традиций, и Шарлотты, непременные гувернантки, и лакеи, слуги — уходит со сцены жизни. Уходит потому, что несостоятелен, уже нелеп и смешон. «Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь!» — говорит Гаев. Но ничего не делает, надеясь то на деньги ярославской тетушки, то на замужество Ани. Они не понимают всей серьезности своего положения и продолжают вести беспечный образ жизни, вызывая справедливый укор Лопахина: «…Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал».
Безволие, неприспособленность, неумение жить, беспечность характеризуют этих господ. Они отстали от времени и должны уступить свой дом и свой сад, свое место новым хозяевам жизни, трезвым, практичным, умным и деловитым. «…Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Философия Лопахина: труд — основа жизни. «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Он способен чувствовать красоту, восхищается картиной цветущего мака. По словам Трофимова, у него «тонкие, нежные пальцы, как у артиста.., тонкая, нежная душа». Он понимает, что «со свиным рылом в калашный ряд…» лезет. Но с каким торжеством он говорит: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господа, вишневый сад мой!..»
Пришел новый хозяин сада, дома, и всех таких садов и домов, и всей этой жизни. «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…»
Какое будущее у Лопахина? Наверное, еще больше разбогатев в оставшиеся перед революцией годы, он будет способствовать экономическому процветанию России, станет меценатом. Может быть, будет строить на свои деньги школы и больницы для бедных. В жизни России таких было много: Морозовы, Мамонтов, Рябушинские, Алексеевы, Солдатенков, Третьяковы, Бахрушины. И в наши дни предприниматели, деловые люди могли бы сыграть существенную роль в экономике страны. Но их поведение, пренебрежение к духовности, культуре, стремление лишь к личному обогащению могут привести к упадку духовных сил общества, к упадку государства, их способность уничтожить, не думая о будущем, прекрасный вишневый сад — символ России у Чехова — может привести к печальным последствиям.