Обломов Илья Ильич — главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведет ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лежа на диване. Яркий представитель обломовщины.
Штольц Андрей Иванович — друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.
Сравним героев по следующим критериям:
Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).
И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: » Няня ждет его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «.. Она умывает его, причесывает головку и ведет к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: » Мать осыпала его страстными поцелуями…» Няня всюду, сутками напролет, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: » … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то попыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…».
Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: » С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой… а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова…» Мать постоянно беспокоилась о сыне: » … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и » прикладывал руку»: » … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».
Отношение к учебе и труду.
Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. » Зачем же все эти тетрадки… бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги? … Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учеба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: » … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».
Штольц. Учился и работал уже с детства — главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд — смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».
Отношение к мыслительной деятельности.
Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учебе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам все это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится..»
Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. » Он боялся всякой мечты или, если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью… , зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».
Выбор жизненных целей и способы их достижения. ( В том числе и образ жизни.)
Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, еще смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.
Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всем. «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». » А сам все шел упрямо по избранной дороге».