Сон Обломова

Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” опубликован в 1859 году, но глава “Сон Обломова” напечатана десятью годами раньше в “Иллюстрированном сборнике” при “Современнике”.В своем романе Гончаров описал жизнь барина “от черты до черты”,показал, как Обломов становится нравственно “мертвым”,постепенно охладевает к жизни. И сам автор, и его герой задумываются над тем, почему Илья Ильич такой. В конце восьмой главы первой части романа Обломов мучается этим вопросом, спрашивает себя:”Отчего же я такой?”Так и не ответив на поставленный самим собою вопрос, герой засыпает и видит сон. Именно этот сон и помогает нам понять, как сформировался характер Обломова.
В “Сне…”можно условно выделить три части. В первой Гончаров рассказывает нам о детстве Илюши, когда мальчику только семь лет. Он очень резвый и бойкий, хотя растят его в неге и заботе, постоянно опекают и никуда не отпускают одного, везде только под присмотром няньки. Илюша наблюдателен, ничто “не ускользает от пытливого внимания ребенка;неизгладимо врезается в его душу картина

домашнего быта;напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей”.Хотя маленькому Обломову и нравится такая жизнь, она не так и хороша, чтобы служить примером для подражания. В ней много недостатков:все в Обломове происходит изо дня в день одинаково, и не никаких изменений в жизни ее обитателей, она скучна и однообразна. Наиболее важной ее частью является еда:обломовцы очень много внимания уделяют ей, тщательно выбирают блюда на обед. Прием пищи для них является ритуалом. Приготовлением занимаются крепостные, а родители Ильи лишь советуют, какие продукты лучше использовать и что приготовить.
Автор иронизирует над ними, говорит:”они тоже не без занятий”.Как и их родители их родителей, они занимаются ничегонеделанием, живут за счет труда своих крепостных и радуются каждому прошедшему дню, который они благополучно прожили.
Немаловажным ритуалом в Обломовке является сон после обеда, в это время жизнь замирает, все спят.
Во второй части Гончаров описывает нам другую пору:длинным зимним вечером вечером няня рассказывает Илье Ильичу сказки. Ребенок очень впечатлителен и принимает все повествования няни за явь, окунаясь в мир фантазий. Потом уже, когда он станет взрослым, он узнает, что не существует “добрых волшебниц”,медовых и молочных рек”,но все же Обломов втайне от других понимает, что “сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.” Илья Ильич так навсегда и остается большим ребенком, мечтающим о Милитрисе Кирбитьевне. Также и отец его, и дед, и прадед, слушавшие в детстве те же сказки, на всю жизнь остались детьми, не умеющими построить свою жизнь.
В третьей части “Сна…” мы видим Обломова-мальчика лет тринадцати или четырнадцати, когда он уже учился в селе Верхлеве, расположенном недалеко от Обломовки. Его учителем является строгий и рассудительный немец Штольц, а занимается Илья вместе с его сыном, Андреем. Может быть, Илюша и научился бы чему-нибудь в пансионе, но Верхлево находилось всего в пяти верстах от Обломовки, и там, кроме дома Штольца,”все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью.”Обломовщина царила и там, она разлагающе повлияла на подростка. У него сложилось яркое представление о том, как следует жить:так, как “живут около него взрослые.”Вы, конечно, спросите как они живут. Я отвечу:не зная ни забот, ни тревог, не задумываясь о смысле жизни;”снося труд как наказание”,ища предлог, чтобы от него избавиться. Однообразие их жизни ничто не нарушает, не тяготятся они ею, да и не смогли бы они жить иначе.”Другой жизни и не хотели, и не любили бы они.”На становление характера Ильи Ильича повлияло и то, как относились к учебе его родители. Увы, для отца и матери главным было получение аттестата, а не знаний.
Нельзя не обратить внимание на двойственные отношения Гончарова к тому, что он описывает. С одной стороны, автор резко осуждает обломовцев за леность и барство, он частенько с иронией описывает описывает нам их быти характеры, например времяпрепровождение родителей главного героя. Ивану Александровичу не нравится то, что Обломов окутан любовью и лаской, которой слишком много. Автор понимает, что постоянная опека родителей, нянек, теток не дала возможности ребенку полностью развиваться. Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводом:”Зачем? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?”Захочется ли Илье Ильичу чего-нибудь, как тут же слуги спешат выполнить его малейшую прихоть.”Ищущие проявления силы обращались внутрь никли, увядая”,-заметил автор.
С другой стороны, Гончарова многое привлекает в жизни обломовцев. Здесь никто не злословит о других, все спокойно и тихо. Автор любуется тем, что описывает, потому что и его детство сходно с детством Обломова, он вырос в той же среде, воспитывался в тех же традициях, что и его герой. Но последующие стадии жизни Обломова не похожи на жизнь Гончарова.
Гончаров не был ленивым, безвольным, бездеятельным, безразличным к жизни, пассивным, апатичным, неспособным к труду. Обломов стал таким под влиянием обстановки, в которой он воспитывался в детстве. Вся жизнь в Обломовке способствовала деградации его личности. В семь лет Илья был любознательным, энергичным, подвижным мальчиком, но с каждым годом он становился все более ленивым, в нем зарождалась апатия, помимо этого, ему было неинтересно учиться, самосовершенствоваться, он считал труд скукой, не умел и не любил трудиться. Обломову был знаком труд души, из него вышел бы замечательный поэт или писатель, если бы он не был столь ленив.
Истоком жизни на диване, которую провел Илья Ильич, было развитие в среде, где его нежили, лелеяли, не давали самостоятельно развиваться.



spacer
Сон Обломова