Роман «Обыкновенная история» был написан в 1847 году и еще в рукописном варианте показан Белинскому, заслужив его горячее одобрение. Затем этот роман принес молодому писателю И. А. Гончарову широкую известность. Почему же сейчас, спустя столько лет, мы обращаем внимание на это произведение? Почему оно названо «Обыкновенная история», а не более конкретно? Ведь в этом романе рассматривается, в первую очередь, противостояние двух поколений, как в «Отцах и детях» Тургенева, например.
Дело в том, что вариант Гончарова о разногласиях между отцами и детьми был создан писателем в тридцатипятилетнем возрасте. Поколение Гончарова только что само прошло через описанную в романе «обыкновенную историю». Так что писатель лично мог увидеть целый ряд весьма поучительных человеческих метаморфоз, давших ему богатый запас жизненных впечатлений.
Поколение Гончарова в юности отличалось своей романтической экзальтированностью. Тот же А. И. Герцен, однокашник Гончарова по университету, вспоминал в «Былом и думах», как они с Огаревым давали друг другу клятвы, вместе рыдали над судьбами человечества. Но позже именно из пылких юных романтиков 1830-ых годов получилось немало холодных карьеристов и цепких практических дельцов. Мне кажется, что психологически это нисколько не удивительно.
Все это и отразил Гончаров в своем романе. Однако, что более важно, изображенное в романе не привязано лишь к какому-то определенному времени и поколению. Гончаров сумел придать ему универсальный характер, поэтому «Обыкновенная история» сохраняет свою художественную и эстетическую значимость для читателя начала 21 века. И именно эту универсальность писатель подчеркнул в названии своего произведения — «обыкновенная» история. То есть, с одной стороны, обычная, ничем не выделяющаяся, а с другой — та, которая может произойти с любым человеком, типичная, не вызывающая удивления.
Эта «обыкновенность» подчеркивается постоянно, на протяжении всего романа. Юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру. Младший Адуев — романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный». Ведь он сам прошел когда-то через обыкновенную историю. Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника — «каков есть сам Петр Иваныч».
Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя. Не однозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально «гнать» племянника из Петербурга назад, домой. И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию. А умом Адуев-старший как раз положительно относится к такому будущему племянника, хотя и не очень верит, что тот выдержит. Петр Иваныч чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории». Иными словами, на самом дне сознания дяди притаилась горечь, ощущение которой он умело гасит в себе и отлично прячет за внешней самоуверенностью человека, всего достигшего, прочно стоящего на ногах.
Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил… Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно.
Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история — обыкновенная и типичная.
В эпилоге романа довольно неожиданно Гончаров попробовал нарисовать особую скорбную женскую «обыкновенную историю» на примере Лизаветы Александровны. Здесь писатель отразил ту систему отношений в семье, которая сформировалась на основе православия и многие века обеспечивала стабильность и нравственное здоровье. Ведь, несмотря на то, что Лизавета Александровна находится под влиянием своего мужа, даже под его гнетом, она говорит о себе: «Если бы он не был так умен, я была бы спасена…»
Итак, мы видим, что в названии романа «Обыкновенная история» заложен глубокий смысл. «Обыкновенность » же заключается даже не в сюжетном построении, а в идейном содержании. Люди, попадая в другую социальную среду, претерпевают эволюцию как в характере, так и в нравственных принципах. Эту закономерность и хотел показать Гончаров. Потому он назвал свое произведение «Обыкновенная история».