Отзыв о романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история”

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891), известный русский прозаик и критик, автор знаменитой “трилогии на “О” – романов “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Гончаров вошел в историю русской литературы как реалист, тяготеющий к изображению нравственных коллизий, и как блестящий бытописатель своей эпохи.
В творчестве этого писателя нашли отражение так называемые “вечные” проблемы”: взаимоотношений личности и общества, соотношения рационального и духовного в человеке, смысла человеческого существования,

путей развития России.
Сквозную же тему своего творчества сам Гончаров определял как описание борьбы старого и нового в человеке и в обществе. Писателя интересовали переломные моменты истории, когда в результате смены исторических эпох появлялись характеры раздвоенные, принадлежащие и к старому, и к новому одновременно. Противостояние и конфликтное столкновение таких типов – один из ведущих мотивов творчества И. А. Гончарова. В романах этого писателя всегда звучит призыв к деятельности, освященной идеями гуманизма и высокой духовности.
“Обыкновенная история” – первый серьезный роман
Гончарова. Он был начат в 1844 и опубликован в 1847 году в журнале “Современник”.
Сюжетной основой романа является “обыкновенная история”, случившаяся с молодым провинциалом Александром Адуевым. В результате этой истории “трижды романтик” Адуев превратился в карьериста и чиновника. Таким образом, “Обыкновенная история” – роман об утраченных иллюзиях.
Герой Гончарова, полный возвышенных мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в свое призвание, приезжает в Петербург с намерением заняться благородной деятельностью – литературой. Особого таланта у Александра нет, нет и желания трудиться на избранном поприще, что является следствием его барского воспитания. Цель своей жизни герой видит в возвышенном существовании, в ощущении душевного восторга, в пленительных мечтах о будущей славе, подвигах, любви.
Дядя Александра, Петр Адуев, богатый и известный в Петербурге человек, искренне желая племяннику добра, предлагает ему иную жизненную программу: служить, сделать карьеру, выгодно жениться. Сам дядюшка, энергичный, практичный, удачливый, когда-то прошел подобный путь. Он твердо уверен в том, что главное в жизни – верный расчет, а смысл жизни – в постоянном труде, в необходимости “дело” делать и, в конечном счете, в достижении личного благополучия.
Философия Петра Адуева – философия буржуазного практицизма. Руководствуясь “холодным анализом” и рассудком, Адуев-старший достиг “всего” и уверен, что вполне понимает современную жизнь и назначение в ней человека.
Противостояние реалиста-дядюшки и романтика-племянника заканчивается поражением последнего. На собственном горьком опыте Александр убеждается в том, что в мире нет ни возвышенной дружбы, ни идеальной любви, а у него самого нет главного – таланта. Столкновение героя с холодным, бюрократическим Петербургом приводит его к мысли о том, что надо быть таким, как все, и делать то, что делают в этом городе все, – “карьеру и фортуну”. В эпилоге романа Александр – румяный, сияющий, с брюшком и орденом – собирается очень выгодно жениться на приданом.
Но к утрате иллюзий Гончаров приводит не только Александра, но и Петра Адуева. Александр избавляется от своих романтических иллюзий, Петр же осознает ущербность своей безупречной, рациональной, но лишенной высоких идеалов и нравственных ценностей жизни. Таким образом, в финале “Обыкновенной истории” к разочарованию пришли оба героя произведения. Автор подчеркивает, что предложенные ими философии нежизнеспособны и не могут привести к истинному счастью.
Построив в романе систему художественных образов по принципу двуполюсности, Гончаров предлагает сравнить не только два типа личности, две жизненные философии, но и поразмыслить о проблеме личности и общества. Появление в русском обществе людей нового типа, позитивистов и прагматиков, не способствовало, с точки зрения писателя, оздоровлению нравственной атмосферы, так как их деятельность лишена духовности. С исчезновением романтиков и мечтателей из жизни уходят простота, доверчивость, наивность, свойственные патриархальному укладу русской жизни.
Этот конфликт между веяниями нового, “западного” и старого, патриархально-русского, Гончаров разовьет в последующих романах трилогии – “Обломов” и “Обрыв”.
Роман “Обыкновенная история”, на мой взгляд, прежде всего, произведение для юношества. Оно повествует о выборе жизненного пути, о поиске себя и выработке своей жизненной философии. Все это свойственно, прежде всего, молодым людям. Но, думаю, этот роман с удовольствием прочтут и люди более старшего поколения – он наполнен ценными рассуждениями о жизни, живыми зарисовками и меткой иронией, написан прекрасным русским языком.



spacer
Отзыв о романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история”