Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.
М. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) наполнено все его творчество.
Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок.

Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.
Темы сказок различны. Это и тема деспотической власти (“Медведь на воеводстве”), господ и рабов (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил”), тема страха как основы рабской психологии (“Премудрый пескарь”), тема каторжного труда (“Коняга”) и другие.
В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), их угнетатели – в образах хищников.
/> Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. “Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смыл его существования” , – утверждает сатирик.
Эта сказка – гимн трудовому народу России, и неслучайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу. Рисуя каторжную жизнь крестьян, писатель показывает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Писатель горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.
В сказке “Дикий помещик” Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе “освобождения” крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: “Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: “Моя вода!”, курица за околицу выберется – помещик кричит: “Моя земля!” И земля, и вода, и воздух – все его стало!”
В сказке “Премудрый пискарь” показан образ до смерти перепуганного обывателя, который “все только распостылую жизнь свою бережет”. Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг – “выжить и щуке в хайло не попасть”?
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.
Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке “Дурак”, сезонные рабочий из “Путем-дорогою”, ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.
Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков. Но в ответ слышит лишь жестокие слова о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. “Кто одолеет, то и прав”, – наставляет ястреб. “Посмотри кругом – везде рознь, везде – свара”, – вторит ему коршун. Все попытки “исправления” собственнического общества обречены на неудачу.
Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.