Еще с 20-х годов 19 века А. С. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны («Борис Годунов», «Полтава» и др.). Этот интерес усилился в 30-е годы, когда в России возросло количество крестьянских волнений. По мнению современников, весь дух народа был «направлен к одной цели — освобождению». В это время Пушкин приступил к собиранию архивных материалов о восстании Е. Пугачева, результатом чего стал труд «История Пугачевского бунта». Поэт также посетил места, охваченные мятежом, записал устно-поэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов XVIII века. В итоге работы появилась повесть «Капитанская дочка», в которой великолепно объединен труд историка и поэта.
В художественных образах и картинах повести Пушкин показал неизбежность и истинно народный характер Пугачевского восстания. Но в «Капитанской дочке» рассказывается не только о народном бунте. В. Г. Белинский называл эту повесть «Онегин в прозе», считая ее своеобразной «энциклопедией русской жизни» XVIII века. Здесь Пушкин поднимает темы человеческого счастья, любви, подлинного благородства.
Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева. Именно предводитель крестьянского мятежа является главным героем, хотя внешне им выступает Гринев, от лица которого ведется повествование. Но именно Пугачев вершит судьбы действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.
В произведении Гринев — дворянин и офицер — рассказывает историю своих встреч с Пугачевым, в его отношении к предводителю сквозит авторская позиция. Если дворянские публицисты описывали Пугачева как «изверга, вне законов природы рожденного», то в «Капитанской дочке» он стал воплощением широты, цельности и удали натуры, талантливости — тех черт народа, которыми так восхищался Пушкин. Уже первое знакомство с героем вызывает чувство симпатии. Он появляется тогда, когда Гринев заблудился в степи, вокруг «все было мрак и вихорь». «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — признается рассказчик. В снежной мгле появляется человек, который не чувствует себя потерянным, ощущает хозяином.
Автор устами Гринева называет его «вожатым», и в дальнейшем Пугачев действительно станет вожатым, и не только для Гринева. Портретные характеристики позволяют судить о Пугачеве как о страстном, горячем, смелом человеке: «два сверкающие глаза», «живые большие глаза так и бегали», «с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «…мрачно нахмурился и мазнул белым платком».
Пугачев справедлив, благороден, сердечен. Он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
Образ Пугачева раскрывается в его взаимоотношении с Петром Андреевичем Гриневым — главным героем семейно-бытовой части повести. Это сын помещика, получивший домашнее воспитание и говорящий о себе: «Я рос недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отправляя его на военную службу, отец, властный, но честный человек, завещал: «Служи верно, кому присягнешь…береги платье снову, а честь смолоду». Петр стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно исполняющий свой долг: «Голова моя в твоей власти — отпустишь меня-спасибо; казнишь — бог тебе судья». Прямодушие и открытость располагают к нему Пугачева, привлекают читателя.
Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Из обрисованных в повести представителей дворянства он — единственное положительное лицо, хотя и остается по своим суждениям и принципам сыном своего времени и своего класса.
Образу Петра противопоставлен образ Швабрина — аристократ, служивший в гвардии, сосланный в крепость за дуэль. Он — воплощение бесчестия и беспринципности. Гриневу он несимпатичен: «с лицом отменно некрасивым», «…беседа его становилась для меня менее приятною». Швабрин клевещет на Марию Миронову, доносит на Гринева, предает офицерскую честь, переходя на сторону Пугачева. При этом главный мотив — личная месть. Авторская оценка этого персонажа резко негативная, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь инициалы: А. И.
Семья коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова — «старинные люди», близкие к народу. В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству. Чувство долга, офицерской чести живет в душе коменданта. «Изнемогая от раны, собрав последние силы», он не признает в Пугачеве государя и гибнет, не запятнав своей чести. Василиса Егоровна испытала на себе влияние крепостнической действительности, она управляет крепостью, «как своим домком».
Полно раскрывается в повести образ Маши, «капитанской дочки». В главах, посвященных ей, эпиграфами взяты строки из народных песен: «… если лучше меня найдешь, воспомянешь», «снарядить-то ее некому». Этим подчеркивается как цельность натуры героини, так и ее близость народу. Простоватая внешность героини, в то же время, подкупает и вызывает симпатию: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Гринев видит в ней «благоразумную и чувствительную» девушку и признается что «Марья Ивановна нравилась мне более обыкновенного». В повести раскрывается скрытая сила ее характера: «Маша-трусиха» решительно борется за спасение Гринева, она «с трепетом пошла по лестнице» ради того, чтобы встретится с императрицей. Машин образ — воплощение чистоты и бескорыстия.
Итак, на станицах повести сопоставлены два враждующих лагеря: народный, возглавляемый Е. Пугачевым, и дворянский, во главе которого стоит императрица Екатерина II. По воле автора все истинно человеческое отдано миру народному. Гринев и Маша по ходу сюжета сталкиваются с тем и другим лагерем, но остаются верны дворянскому миру. Однако они остаются положительными персонажами, ведь они обладают такими важными качествами, как искренность и честность. Эти герои следуют принципу «береги честь смолоду».