«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)

Анализировать творчество писателя вне его личности всегда немного скучно. Творец, воспринимая действительность, преломляет ее в себя, превращая в нечто общественно-частное.
Получив возможность ознакомиться с теми произведениями и трудами великих русских писателей, которые были запрещены при советской власти, мы можем дополнить наше мнение об этих писателях новыми фактами из их жизни. Биографии М. Шолохова, М. Горького или А. Толстого должны были выглядеть, по выражению И. В. Сталина, «бронзовыми, даже позолоченными». Именно поэтому из их биографий попросту «вычеркивались» те события, которые шли вразрез с «линией партии». Следовательно, и все творчество «пролетарских писателей» сознательно покрывалось идеологической «вуалью».
«Революция повергла его в полное моральное смятение, — писал о Горьком в «Московском дневнике» Ромен Роллан. — Первое время он ее не воспринимал. Его потрясла ее неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы, создалось впечатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал в Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую нежную, ставшую для него наркотиком, дурманом».
В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строительстве Беломорканала и канала «Москва — Волга» как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной деятельности XX века, лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.
В то же время он — один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась и в творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделенными собственной волей; как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором — и побеждать в этом споре.
Яркий пример тому «Песня о Соколе». С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж — воплощение обывательщины, бескрылости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: «Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство».
В этом стихе позиция автора определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить. В этом-то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара давала возможность входить в спор со своим создателем, что несомненно возвышало Горького над всеми писателями-творцами.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905-м вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции.
Октябрьская революция разочаровала Горького. В отличие от Блока он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, прорвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В серии статей «Несвоевременные мысли» он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдал, то объяснил свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве».
Горький был поэтом не только «в душе». Многие его стихи, к сожалению, не были опубликованы. Вот отрывок одного из них:
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.
Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда только лишь поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нем как равноправные силы. Сам себя он называл «правоверным прозаиком», и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе — это проза.
Та огромная правда жизни, которую Горький жадно собирал, вносил в своем сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, емких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом жизнеутверждающим, социалистическим. —
Алексей Максимович посвятил себя служению Человеку, призывая всех окружающих обратить внимание на его проблемы и на его нужды. Именно Горькому принадлежит фраза: «Превосходная должность — быть на земле человеком». Только высоконравственный писатель может уделять внимание вечным проблемам — проблемам «правды и лжи», «войны и мира», «отцов и детей». Недаром слова французского поэта, которые М. Горький вложил в уста Актера, как нельзя лучше характеризуют нашу действительность: «Господа? Если к правде святой мир дорогу найти не сможет, — честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)