Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

“Капитанская дочка” – историческая повесть, рассказывающая о крестьянском восстании 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. В повести, основной темой которой стало крестьянское восстание, главным героем является вождь крестьянской войны Емельян Пугачев. Пушкин преподнес этот образ разносторонне. Он не изображал Пугачева убийцей, а показал его человеком, способным повести за собой людей.
Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Впервые Пугачева мы встречаем во второй главе. В появлении вождя перед

Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. И уже это первое знакомство говорит о противоречивости его характера. Гринев натыкается “то ли на волка, то ли на человека”. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой – “вожак разбойничьей стаи”. Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою тихой езды”. Сон, который видит Петр, раскрывает дальнейшее развитие сюжета и говорит о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым.
Петра Гринева поразило в нем сочетание не сочетаемого : “страшный мужик”, наполнивший комнату мертвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение…”.
Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачева, переданный Пушкиным во внешнем обличие. “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Таким мы впервые видим Пугачева в восприятии Гринева.
Иным видит Гринев Пугачева, вождя народного восстания, в его штабе: “Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”.
Следующая встреча героев происходит в главе “Приступ”. Сначала Пугачев является перед нами в роли военачальника. Мы видим его в центре вооруженной толпы: “На белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость”. Его внешность и поведение стали соответствовать представлению народа о предводителе. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев управляет развивающимися событиями. Испугавшись картечи, “мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…” Жесты говорят о воздействии на подчинившихся ему людей: “Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились.” Это говорит о том, что Пугачев умеет подчинять себе народ. Он проявляет такие черты, как: властность, целеустремленность, цепкость.
Пугачев только раз показан жестоким – в расправе Пугачева над Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Но это скорее не злодейство, а народное возмездие классовым врагам. Именно поэтому распорядителем казни является изувеченный башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич Миронов.
В главе “Незваный гость” один за другим идут сразу несколько портретов Пугачева. Сначала Акулина Памфиловна говорит об “ястребиных”, хищнических глазах Емельяна Пугачева, затем Гриневу сам смог разглядеть вожатого в новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно глядит на страшных знакомых: “… Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами… С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают. Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, в которых выражена народная мудрость: “Долг платежом красен”, “Утро вечера мудренее”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”. Пугачев любит народные песни, ему дороги свобода, вольная жизнь. Он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об орле и вороне.
Пушкин создал такой образ, который невозможно считать отрицательным. Пугачев благороден, для него важно, прежде всего, благополучие простого народа.
В его образе автору удалось реалистически показать все достоинства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры, способность совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость.



spacer
Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”