Драмы А. Н. Островского отличаются большим новаторством. До него произведения, предназначенные для постановки в театре, не затрагивали купеческую среду. Кроме того, Островский первый уделяет так много внимания речевой характеристике своих героев.
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии считается драма «Гроза». Сам автор считал ее своей творческой удачей. Пьеса была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления, полученные в этом путешествии, отразились в произведении: «Все это откликнулось в «Грозе» — передача быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров».
И на самом деле, система образов в драме очень интересна. Известно, что главный конфликт «Грозы» — столкновение пробуждающейся светлой личности с «темным царством», с его деспотизмом, фальшью и лицемерием. Исходя из этого конфликта, персонажей можно условно разделить на два лагеря. Первый лагерь — это представители «темного царства». Сюда можно отнести Дикого и Кабанову. Второй лагерь — жертвы «темного царства». Фактически, это все остальные персонажи пьесы.
Представители первого лагеря отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. Страшно то, что они являются самыми главными людьми в городе, от них зависит все. Поэтому неподчинение правилам домостроя было практически невозможно.
Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Речь Дикого трудно спутать с речью других персонажей. Вот как он говорит с Борисом: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом». Почти теми же словами оскорбляет Дикой и Кулигина: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!.. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет». Иначе ведет себя Дикой с Кабановой. Именно у нее самодур ищет успокоения: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло». Именно в Кабанихе Дикой видит родственную душу, способную его понять и поддержать. Недаром они называют друг друга кум и кума.
Марфа Игнатьевна Кабанова — это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой.
Под ее гнетом находятся, в первую очередь, дети Кабанихи и ее сноха Катерина. Варвару и Тихона, на мой взгляд, можно назвать жертвами «темного царства». Они, каждый по-своему, выживают в этих условиях. Варвара, как более сильный, смелый и хитрый характер, лучше приспособилась к такой жизни. Ей уже неплохо живется в Калинове. Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Ничего безнравственного она в этом не видит, девушка старается брать от жизни что может.
Тихон намного слабее своей сестры. Об этом говорит его речь: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»; «Да смеем ли мы, маменька, подумать» и так далее. Сначасла кажется, что Тихон просто очень почитает свою мать. Но потом мы выясняем, что ему смертельно надоела ее власть, вечное брюзжание и надзор над его жизнью. Но в то же время ни себя, ни Катерину он защитить не в состоянии. Недаром драматург дал ему имя Тихон. Он не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Тем не менее, этот герой несет в себе зачатки положительного, «светлого царства». Он искренне любит свою жену, не хочет, чтобы она боялась его. В конце драмы он даже осмеливается перечить своей матери, обвинять ее в смерти своей жены.
Жертвами «темного царства», по большому счету, можно назвать всех жителей города Калинова. Они уже с молоком матери впитали все домостроевские правила и не смеют им перечить, считая их единственно верными. Даже некоторые чудаки, наподобие Кулигина, которые стремятся изменить жизнь калиновцев к лучшему, бессильны. Их энтузиазм натыкается на стену непонимания и злобы со стороны отцов города. Попытка нарушить устои «темного царства» ни к чему не приводят, потому что они очень сильны. Борис попытался влезть в «чужой монастырь со своим уставом». Он соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее.
Самой светлой и самой одухотворенной личностью в пьесе является Катерина. Ей жизненно необходимо другое существование, наполненное светом, радостью, свободой, душевной чистотой. В доме Кабанихи она этого получить не может. Бессознательно ища другой жизни, она еще больше запутывается. Поддавшись соблазну, она входит в конфликт с самой собой. Я считаю, что причина самоубийства Катерины была не в тирании «темного царства», а в измене себе. Даже если бы она уехала из Калинова, то не смогла бы жить дальше, так как совершила бы страшный грех. Ее нравственная чистота и большая религиозность помешали бы ей радоваться жизни. Все это позволяет назвать Катерину представителем «светлого царства».
В итоге, система образов в пьесе позволяет Островскому глубоко и правдиво раскрыть конфликт «Грозы». Он показывает трагедию людей, живущих во мраке, и людей, пытающихся вырваться из этой тьмы.