Молодое поколение в драме А. Н. Островского “Гроза”

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенес на сцену русскую жизнь во всей ее самобытности и естественности. Семейная жизнь

купцов с ее деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор – все это отразилось в бытовых пьесах Островского.
Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения “пьесами жизни”, Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма “Гроза” была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета
в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании “темного царства”.
В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть “темного царства”. Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы “темного царства”, угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но все же выражают свой протест против этой силы.
Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять “темному царству”, если не внешне, то внутренне.
К жертвам “темного царства” относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” – говорит он Кабановой и прибавляет потом: “Да я, маменька, не хочу своей волей жить”. Единственное заветное желание Тихона – вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. “Не разберу я тебя, Катя!” – говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против “темного царства”. С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.
Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется – уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис – добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его “больше на безлюдьи”, то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.
Таким образом, оба они – и Тихон, и Борис – не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их “темного царства”. И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.
К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является “лучом света в темном цартсве”, относятся Катерина и Кулигин.
Катерина – центральный персонаж драмы “Гроза”. По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как “любящий и идеальный”. Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. “Такая уж я зародилась горячая! – говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега”.
Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак “темного царства”. В ее трагической кончине, по словам критика, “дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина”.
Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: “Съедят, живого проглотят!”. Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.
Таким образом, Островский в драме “Гроза” с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана “темному царству” уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. “Старине приходит конец” – мрачно заявляет она. Так, в драме “Гроза” Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал “темное царство”.



spacer
Молодое поколение в драме А. Н. Островского “Гроза”