Символика снов в романе Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание”

Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем. Одни из примеров вещих снов в литературе является сон Татьяны в романе “Евгений Онегин”, из которого

мы узнаем финал романа.
Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. По сути, некоторые его сны это игра воображения – набор неясных образов, а другие очень яркие и четкие. У Раскольникова в сознании стирается грань между поступками и действиями – наступает бред. Сны Раскольникова это его диалог с совестью. Я считаю, что первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства.
Первый сон – это отрывок из детства. Родиону всего семь лет. Он ходит с отцом в церковь (путь креста) два раза в год. Дорога проходит мимо кабака, олицетворяющего
грязь, пьянство и разврат. Проходя мимо кабака Раскольников увидел, как несколько пьяных мужиков бьют “старую клячу” (“Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает”). В итоге, лошадь убивают и все кроме Родиона и старичка, стоящего в толпе, не пытаются остановить пьяных мужиков. В этом сне Раскольников видит несправедливость мира. Несправедливое насилие над животным укрепляет его убеждение в правильности его теории. Раскольников понимает, что мир жесток. Ставя непосильную задачу перед лошадью, ее убили за невыполнение приказа. Как Миколка убивает свою лошадь (“мое добро, что хочу то и делаю…”), так и Раскольников убивает старуху безжалостно (“тварь ли я дрожащая или право имею”).
Второй сон Раскольников видит после убийства старухи и ее сестры. Мне кажется, что это больше не сон, а игра воображения, хотя в ней тоже можно увидеть символику произведения. Главному герою снится, что Илья Петрович бьет хозяйку. (“Он бьет ее ногами, колотит ее головой о ступени…”). Для Раскольникова это шок. Он и подумать не мог, что люди могут быть такими жестокими (“Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления” “Но за что же, за что же, и как это можно!”). Наверно Раскольников подсознательно пытается оправдать свой поступок, думая, что не он один такой жестокий.
В третьем сне Раскольникова заманивают в квартиру старухи. Он находит ее, сидящей на стуле, и пытается убить заново, но она только “заливается смехом” в ответ на попытки убить ее (“Раскольников заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, – так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал.”). Получается нелепая ситуация: Раскольникова мучает совесть, а он снова пытается убить старуху, но у него ничего не получается. Потом появляются люди, которые начинают смеяться над Раскольниковым. Фактически они смеются над теорией Раскольникова. Она потерпела крах. Все тайное когда-то становится явным, и поступок главного героя не исключение. Раскольников начинает осознавать, что убийство старухи и сестры не сделало его Наполеоном.
Четвертый сон снится Раскольникову в эпилоге романа. Он лежит в больнице. Идет Страстная неделя. Мне кажется, что этот сон показывает, что Раскольников понял провал своей теории. Достоевский во сне изобразил мир, в котором каждый стал “Раскольниковым”. Всех охватила уверенность в своей правоте – правильности своей теории (“…умными и непоколебимыми в истине”). Наш мир стал жить по законам теории Раскольникова, все начали считать себя “Наполеонами” (“Будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве”). Раскольников, видя все это, осознает провал своей теории. После этого сна, он начинает новую жизнь. Он беспокоился о Соне, которая лежала в больнице, стал замечать все то, что его окружало (“Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его”).
Многие писатели использовали описания снов в качестве художественного приема. Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов. Первый сон был толчком Раскольникова от обдумывания теории к действию – убийству старухи. Второй сон является проявлением его совести, которая нашла оправдание поступку Раскольникова. А вот третий сон показывает Раскольникову, что его уже раскрыли (“Все тайное становиться явным”). Четвертый сон это последний аргумент в “развенчивании” теории Раскольникова. Автор блестяще использовал в романе художественный прием – сны.



spacer
Символика снов в романе Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание”