«Слово о полку Игореве» — одно из талантливейших произведений русской литературы. Оно было написано на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков, перед нашествием на Русь татаро-монгольских орд. Раздробленная русская земля была легкой добычей для вражеских войск:
Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое же»
И стали князья про малое
«Это великое» говорить,
И сами на себя крамолу ковать.
Образ родной земли является центральным в «Слове о полку Игореве». Героем произведения становится не князь Игорь, а весь народ. Основная идея заключается в том, что автор призывает к объединению Руси. Он хочет, чтобы князья прекратили вражду, перестали думать только о богатстве и власти.
Автор «Слова…» не мыслит своего существования без родных просторов, южнорусских холмов и степных полей. В произведении рисуются огромные пространства Русской земли. И родина для автора — это не раздробленное на княжества государство, а единое целое. Природа живет и дышит в «Слове…». Она олицетворяется автором, отсюда ее стремление уберечь воинов-русичей, перегородившими «великие поля червлеными щитами; от неминуемой гибели. Природа радуется с русскими войсками победе, печалиться, сопереживает при поражении.
В военное действие втянуты обширные географические пространства с различным ландшафтом. Это и половецкая степь, Западная Двина, Дон, Волга, Днепр, Дунай, и «синее море». Очень часто встречаются названия городов: Киев, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Полоцк и другие топонимы. На мой взгляд, автор противопоставляет землю русскую, полную городов, пустынным половецким степям, «стране незнакомой». Родина для автора, конечно же, не только русская земля, ее природа, большие города, но в первую очередь это народ, который населяет нашу удивительную страну.
Автор «Слова…» не только рассказывает о военном походе Игоря и его соратников против половецких войск, но и затрагивает жизнь мирных людей простого народа. И такая форма существования является для него идеальной. Читатель погружается в жизнь русских пахарей, которая нарушается усобицами князей, он сострадает русских женщинам, которые оплакиваются своих мужей. Своеобразным символом любящей и ждущей жены в «Слове…» становится Ярославна:
На Дунае Ярославнин голос слышится,
Кукушкою безвестою рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны
На могучем его теле».
Плач Ярославны является одним из ключевых моментов, поскольку автор изображает истинно русскую женщину.
Важно отметить, что понятие родины для автора произведения включает и ее историю. Рассказывая о поражении войск Игоревых, он охватывает историю Руси за полтора столетия, противопоставляет прошлые времена событиям настоящего. Таким образом, автор призывает к объединению русских земель, ибо только так его родина будет по-настоящему сильна.
Перед читателем предстает удивительно живой образ русской земли. Создавая «Слово…», автор смог окинуть взором всю родину целиком. Он попытался объединить в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
На мой взгляд, это произведение очень патриотичное, оно становится той истиной, которая актуальна и в современные времена. Если бы призыв автора «Слова…» был бы услышан и понят, то, скорее всего, история России сложилась бы совсем по-иному. Я считаю, это произведение дорого нам и по другим причинам: оно глубоко нравственно, его можно читать и в наши дни, восхищаясь языком, мелодичностью, красотой образов.
А самое важное, я думаю, для современного человека земля русская является той удивительной и самой дорогой ценностью, что и для автора «Слова о полку Игореве».