Образы основных персонажей в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” – один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет оно привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и историков. Научные исследования, посвященные “Слову”, исчисляются тысячами, однако до сих пор оно остается одним из самых загадочных произведений мировой литературы.
Стиль “Слова” очень символичен. На мой взгляд, именно стремлением к символичности объясняется и способ обрисовки основных героев в “Слове” – все

они являются образами-символами, выражающими какое-то одно качество.
Так, великий киевский князь Святослав идеализированно изображен главой русских князей и Русской земли в целом, так, как традиционно изображались правители:
Едва усыпил его мощный отец их,
Святослав грозный, великий князь киевский,
Гроза был Святослав!
Этот князь грозен, умудрен возрастом и опытом. Поэтому автор упоминает о его седине и сравнивает князя с соколом “в мытех”.
Олег Гориславич – князь-крамольник, зачинатель княжеских раздоров на Руси:
Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
Погибала
жизнь Даждьбожиих внуков,
Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
Всеслав Полоцкий – князь-непоседа, искатель лучшей доли, более высокого княжеского “стола”. Автор характеризует его как “хитрого и гораздого”, даже “вещего”, но не избежавшего в конечном итоге, как и все, “суда Божьего”, то есть смерти:
Пусть и вещая душа была в крепком теле,
Но часто страдал он от бед.
Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
“Будь хитер, будь смышлен.
Будь по птице горазд,
Но божьего суда не минуешь!”
Боян – это символический образ “вещего”, искусного певца, берущего свои истоки от языческих богов (“внук Велесов”). Автор характеризует его творческую манеру как что-то данное свыше для того, чтобы славить избранников божьих – князей:
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
Ярославна в “Слове” – это символ верной жены, спасающей своей любовью мужа на поле битвы. Всеволод, постоянно характеризующийся как “буй-тур”, изображен как мужественный, сильный воин, в пылу боя забывающий обо всем: о чести и жизни, отчем золотом престоле, о привычках и обычаях своей жены. Он символизирует воинскую доблесть русских воинов, так же, как и его дружинники:
Там лежат нечестивые головы половецкие,
Порубленные калеными саблями шлемы аварские
От тебя, ярый тур Всеволод!
Какою раною подорожит он, братие,
Он, позабывший о жизни и почестях,
О граде Чернигове, златом престоле родительском,
О свычае и обычае милой супруги своей Глебовны красныя.
Половецкие князья Кончак и Гзак представлены в произведении как олицетворение зла, вражеских сил, черной силы: “Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю”, “черный ворон, неверный половчанин!”
Лишь по отношению к одному герою в “Слове” можно говорить о “движении” образа. Этот персонаж – князь Игорь. Организовавший и возглавивший необдуманный поход на половцев, Игорь Святославич изображен в “Слове” как отважный, честолюбивый, но “молодой” и “буйный” князь, ум которого скован чувствами и желаниями. В этом он противопоставляется “седому” и опытному Святославу. Лишь в конце произведения автор указывает на происшедшую в Игоре перемену, сообщая о его поездке в Киев к Святославу:
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады!
Таким образом, почти все образы в “Слове о полку Игореве” можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.
Лишь один образ в “Слове” показан разносторонне, в движении. Это образ главного героя произведения – князя Игоря, который представлен противоречивым, способным изменить свои взгляды, пересмотреть свою позицию под влиянием каких-то событий.



spacer
Образы основных персонажей в “Слове о полку Игореве”