Во время коллективизации заканчивается процесс размежевания казачества. Все действующие в романе «Поднятая целина» лица четко делятся на два лагеря. С одной стороны, проводники политики партии и советской власти, которых поддерживают сначала бедняки и наиболее сознательные середняки, а затем вся масса казачества. С другой — белогвардейцы Половцев, Лятьевский, кулаки Лапшинов, Рваный, Островнов, Борщев и другие.
В борьбе между этими лагерями, непримиримой и бескомпромиссной, заключается основной сюжетный конфликт романа. Шолохов показывает коллективизацию как великий поворот в жизни крестьянства, проходивший в ожесточенной классовой борьбе.
О прямой связи этой борьбы с гражданской войной свидетельствуют реплики в «кулацком штабе». На слова Островнова: «Война как бы…» — раздались возгласы: «С кольями бы пошли, как вешенцы в девятнадцатом году!». «Враги трудового народа мечтали повторить» восстание в станице Вешенской в 1919 году, описанное в романе «Тихий Дон».
Беднейшему крестьянству было ясно, что строительство новой жизни должно начаться с ликвидации кулачества. Выразительные портреты кулаков объясняют причину народной ненависти к ним.
Итак, матерый враг народа — белогвардеец Половцев. Его звериная злоба проявилась в хладнокровном и жестоком убийстве семьи Хопровых. Глубокое отвращение вызывает вид Половцева, вернувшегося в дом Островнова после того, как он зарубил топором Хопрова и его жену. Половцев разбудил хозяйку: «Взвар есть, хозяюшка? Зачерпни напиться!» Пошел… Достал разваренную грушу, зачавкал, пошел, дымя цигаркой, поглаживая по-бабьи голую пухловатую грудь».
С жестокостью натравливал Половцев казаков на советскую власть: «Надо резать скот! Надо рвать из-под большевиков землю. Пусть дохнут быки от недосмотра, быков мы еще наживем, когда захватим власть! Быков нам из Америки и Швеции будут присылать. Голодом, разрухой, восстанием их задушим!»
Но планы Половцева провалились: казаки, за исключением нескольких наиболее оголтелых врагов трудового народа, отказались восставать против советской власти. А когда он попытался им пригрозить, один из казаков ответил: «Вы, товарищ бывший офицер, на наших стариков не пошумливайте… Мы при Советской власти стали непривычные к таким обращениям, понятно вам?»
Давая оценку деятельности шолоховских героев, нельзя не учитывать изощренности в действиях их идейных противников. В нашем случае это Поволцев. Шолохов в обрисовке его характера подходит объективно, избегая схематизма и примитивности.
Выступающие против советской власти преследуют свою цель — возвращение старых порядков, при которых они имели немалые привилегии. Выселение из хутора Гремячий Лог кулаков лишало Половцева надежной опоры для борьбы с советской властью. «Рвут из-под ног землю! Опоры лишают… Рубить! Рубить! Рубить беспощадно!» — злобно бормотал он, получив известие о раскулачивании.
Очень выразительно Шолохов рисует портрет господина есаула, выделяя особенно «могучий угловатый череп», «крутой, волчьего склада, лысеющий лоб», «светло-голубые глазки, тяжко блестевшие из глубоких провалов глазниц». Деталь — «волчий склад» лба — заговорит и при расправе с бедняком Хопровым, проведенной со звериной жестокостью. Убийство человека для Половцева — плевое дело. Еще в «германскую» он привык это делать быстро и надежно.
Любой промах сельских руководителей Половцев пытался использовать в своих целях. Задача текущего дня заключалась в объединении всех недовольных действиями советской власти. Половцеву и его единомышленникам удалось обманом и запугиванием создать свою организацию «Союз Дона», куда вписались богатые казаки близлежащих станиц. Однако выступить огранизованно, как мы знаем, им так и не удалось.
Половцев всегда твердо верил в правоту своего дела, самоотверженно сражаясь за православие и отечество. При обыске у него не квартире следователи обнаружили двадцать пять томов сочинений В. И. Ленина. Книги необходимы были для выявления силы советской власти.
Таким образом, мы видим, что Шолохов уделял в своем романе большое внимание не только положительным персонажам. Довольно ярко выписан и отрицательный герой с целью показать врагов народа, показать людей, мешающих простым людям жить легко и свободно.