Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)

В повести “Капитанская дочка” рассказывается о конкретном историческом событии, повествуется о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Кто же этот человек, сумевший поднять и повести за собой народные массы?
А. С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Образ “великого государя” многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то мудр, то отвратителен, то зависим от окружения. Предводитель восстания неотделим от стихии, он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и, в то же время, подчиняется

ее безличной власти.
Впервые на страницах повести Пугачев появляется во время снежного бурана. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды. Они заблудились, снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый донской казак говорит: “Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе”. В том и дело, что твердая полоса Пугачева – это беспутье. Он выводит путников по звездам – и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пугачев видит безнадежность своего пути. Это сознательное самопожертвование во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает
Гриневу сказку о вороне и орле. Ворону завидует орел, так как первый из них живет триста лет, а второй – тридцать три. Но при этом “ворон питается мертвячиной, а орел пьет живую кровь”. Вывод этой сказки следующий: “чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом что Бог даст!”.
Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права. В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице”.
Пугачев в повести показан не глазами приближенного и не глазами опытного историка. Его образ нарисован при помощи сознания молодого и честного дворянина, который никогда не примет бродягу за “Петра Федоровича III”.
Действие повести разворачивается в 1773 г., а это дает возможность показать Пугачева до и во время восстания. Как только герои выбираются из бурана, читатель “с помощью” Гринева видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица.
“Встреча” с Пугачевым во взятой им Белгорской крепости дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный кафтан. Затем – на белом коне, в окружении соплеменников. Этот персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливают человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует “боярского дитятю” Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием “царскому жесту”.
До протяжении повести предводитель восстания раскрывается и с других сторон. Гринев присутствует на казачьем пиру. Замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню, догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя.
Разговор наедине подтверждает это: “великий государь” понимает, какую опасную игру затеял. И когда наутро он не только принимает “счет”, выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп – это не только и не столько “царский жест”, но и движение души. Долг платежом красен!
Таким образом, Пугачев в “Капитанской дочке” показан как бы с двух сторон: как жестокий, беспощадный, но смелый и решительный предводитель восстания и как великодушный человек, запоминающий добро и способный помочь другим людям, если их постигнет беда. Пугачев – один из немногих людей, положивших свою жизнь “на алтарь свободы” – самое дорогое, что может отдать человек.
А. С. Пушкин создал художественное произведение, в котором показал исторический образ Пугачева как предводителя крестьянского восстания и как обычного русского человека.



spacer
Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)