Принципы изображения человека в новеллах Проспера Мериме

Проспер Мериме — один из величайших французских писателей-реалистов XIX века. Созданные им произведения неувядаемы: настолько глубоко воплощена в них жизненная правда,. Все его герои обладают той необъяснимой противоречивостью души, которая есть в каждом человеке. Именно поэтому произведения Проспера Мериме хоть и не охватили целые поколения, но читаются до сих пор, вызывая в душе читателей самые противоречивые чувства.
В своих новеллах Проспер Мериме обращается к людям, далеким от общества, раскрывает в их сознаниях те тонкие качества характера, которые в какой-то степени уже утратило современное общество. Его герои страстны, обладают стойкостью характера и обезоруживающей искренностью эмоций и чувств. Это люди сердца, умеющие жить и чувствовать, они притягивают нас своим героизмом, благородством и широтой души. Но автор не останавливается только на положительных качествах. Стараясь описать жизнь такую, как она есть, он наделяет героев и отрицательными, даже уродливыми качествами. Но большинство этих качеств автор «списывает» на среду, окружающую героев.
Писатель осмеивал склонность романтиков выдвигать на первый план выдающиеся исторические личности, детально описывать их поведение, строить догадки относительно глубокомысленных изречений. Он считал, что истинные причины исторических сдвигов надо искать в нравственной жизни страны в целом, в умонастроениях различных социальных слоев общества. Мериме настолько тонко чувствовал и реалистично описывал людей, что персонажи, описанные в единичных событиях, способны раскрыть перед читателем характер целого народа, а иногда даже целой эпохи. Например, в новелле «Таманго» Мериме с язвительной иронией рисует образ типичного представителя лицемерной и бездушной буржуазной цивилизации, работорговца капитана Леду. Капитану Леду и его помощникам противостоят в новелле негритянский вождь Таманго и его соплеменники. Мериме не создавал идеализированного и приподнятого над действительностью образа вождя чернокожих. Он подчеркивал первобытность и дикость своего героя. Таманго, как и другие негры, невежествен, подвержен темным суевериям, подвластен слепым инстинктам, эгоистичен и жесток. Однако Таманго присущи и глубоко человеческие черты, возвышающие негра над его поработителями.- его привязанность, его способность испытывать пусть необузданные, но мощные чувства, в той гордости и выдержке, которые он проявляет в момент тяжелых испытаний. Так постепенно мы понимаем, что в цивилизованном, но мерзком буржуа Леду скрыто больше варварства, чем в дикаре Таманго.
Интересно и то, что Мериме не дает оценки своим героям, он лишь тонко намекает на свое отношение к ним, давая читателю сложить его личное мнение относительно того или иного героя. Тем не менее, можно заметить, что менее привлекательны Просперу Мериме герои «цивилизации», нежели открытые и искренние «дикари». Преступления «цивилизации» в его новеллах выглядят более мелочными, подлыми и алчными, нежели преступления, обусловленные дикостью нравов и искренностью эмоций. Даже преступление, совершенное Маттео Фальконе в одноименной новелле, автор изображает как дело чести, которое просто обязан был совершить Маттео.
Такое реалистичное изображение героев создает ощущение абсолютной реалистичности произведения. Кажется, что все истории подлинны, потому что невозможно выдумать настолько противоречивые, яркие образы и характеры. Возможно дело и в том, что характер героев проявляется больше не в описании, а в их действиях.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Принципы изображения человека в новеллах Проспера Мериме