Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова (“Мы” и “Котлован”)

В произведениях Замятина и Платонова можно проследить отражение проблем времени, в котором жили писатели. Творчество этих авторов пришлось на первую половину двадцатого столетия – довольно непростое время в истории страны. Это период острых социальных проблем, изменения жизни народа и появления новых тенденций в развитии страны. Оба автора на тот момент видели величайшей ценностью личность человека и познание им смысла жизни и назначения. На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить авторам, в тот момент, когда

многое необходимо было переосмыслить и оценить по-новому, наиболее почувствовать всю глубину жизни может прежде всего человек, которого действительно интересует будущее нации. Творческий путь писателей был трудным, полным резких противоречий, но, в конечном счете, – прямым и неуклонным. В данный момент темы, которые были когда-то затронуты ими, стали снова актуальными и получили буквально вторую жизнь. Произведения “Мы” и “Котлован” не были признаны при жизни их авторов, но сегодня они воспринимаются хорошо и читаются с интересом. Они помогают нам разобраться в прошлом, потому что были созданы очевидцами
наиболее острых и переломных моментов нашей истории.
И в романе Замятина “Мы”, и в повести “Котлован” Платонова изображаются люди и общество в целом. Естественно и то, что имеются отличия между реальной правдой и так называемой правдой произведений. В “Котловане” тяжелая и иногда непосильная работа – это избавление от необходимости думать, хотя это неправильно. У рабочих на первом месте стоит работа – они должны рыть котлован, причем делать это коллективно. У рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить себя индивидуально. Над всем главенствует работа, как достижение главной цели. Похожая проблематика имеет место в романе Замятина “Мы”: то, что считается правильным в Едином Государстве, не является правдой на самом деле. С самого начала романа речь идет не о людях, а о “нумерах”- это в высшей степени безнравственно и жестоко. Есть и прямое тому подтверждение: “Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений”. Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь. С точки зрения Единого Государства, любовь – это болезнь.
Главной задачей Интеграла является то, что нужно осчастливить людей. Вся проблема в том, что этого нельзя добиться насильственно, именно поэтому и разгорается восстание.
В романе много противоречий, с которыми хочется спорить и выступать против них.
На мой взгляд общими проблемами этих произведений является то, что происходит приобщение общества к тому или иному насильно. Причем в обоих случаях, в обоих произведениях принуждение ни к чему хорошему не приводит.
И в “Мы”, и в “Котловане” главенствуют такие нормы жизни, как драматизм, жестокость, предательство, бездуховность. Все светлые, человеческие эмоции и чувства просто отрицаются и вообще не рассматриваются. Несмотря на то, что и Замятин, и Платонов негативно относятся к уничтожению в человеке личности и индивидуальности, их произведения как раз основываются на этом. В “Котловане” на первом плане показан каждодневный однообразный труд, который ничем не сменяется и в итоге становится могилой.
В романе “Мы” замятинские “нумера” – все-таки живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитанные государством. Имеея дело с живыми людьми, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Счастье “нумеров” уродливо, но ощущение счастья должно быть истинным. Следовательно, задача тоталитарной системы – не уничтожить полностью личность, а ограничить ее со всех сторон: перемещения – Зеленой Стеной, образ жизни – Скрижалью, интеллектуальный поиск – Единой Государственной Наукой, которая не ошибается. Люди являются жертвами прогресса – они лишились свободы при помощи уникальной, и в то же время разрушительной техники. Как и в первом, так и во втором случае происходит разрушение личности, люди теряют личную свободу и подвергаются уравниловке в прямом смысле этого слова.
Получается так, что между несвободой и коллективным счастьем в романе “Мы” стоит знак равенства, пусть это и не является реальной правдой. Государство выработало свою методику, по которой производится лишение фантазии всего населения Единого Государства. Все это делается для более простого управления однообразной толпой. Именно в лишении “нумеров” свободы государство видит свою силу и коллективное счастье нации.
“Котлован” является по сути могилой будущей жизни, т. к. у общества просто не существует перспективы развития и стремления к чему-то человечному. На первое место выдвигаются совсем не те ценности, которые могли бы иметь место и приносить удовлетворение. Все в повести просто несчастные люди. Автор пытается предостеречь нас от последствий социальных экспериментов, но это происходит. Герои приобщаются к так называемой новой коммунистической жизни, чтобы отойти от своих проблем, придать смысл своей жизни. С самого начала было ясно, что жестокость и насилие никогда не заканчиваются хорошо – не получилось строительством котлована построить счастье на той крови, которая был пролита.
Произведения Замятина и Платонова затрагивают самые актуальные вопросы своего времени. Но в каждом произведении эти вопросы решаются по-своему.



spacer
Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова (“Мы” и “Котлован”)