Серебряный век русской литературы немыслим без творчества Анны Ахматовой. Ее поэзия — своеобразный гимн женщине. Героини Ахматовой реалистичны, и каждая читательница может найти в этих образах что-то близкое.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» является одним их первых в сборнике миниатюр, в нем очень эмоционально обрисовываются эпизоды жизни и любви героини. Ключевые детали стихотворения несут двойную смысловую нагрузку, они не только дают какую-либо картину действительности, но и передают психологический настрой лирической героини, ее душевное состояние. В этом стихотворении отражено не только минутное настроение двух влюбленных людей, но и вечная трагедия расставания:
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Ахматова воспринимает не только любовь через призму сердца, но и все, что происходит рядом с ней. Ее жизнь и судьба были трагичны. В 1921 году погибает муж, Николай Гумилев, советская действительность угнетает поэтессу, но она не в силах ничего изменить. В поэме «Реквием» мы читаем пронзительно скорбные строки:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Нет, Анна Ахматова здесь не говорит о жестокости современного ей мира. Она не говорит об ужасных годах… Поэтесса рисует образ женщины, которая провела много времени у тюремных дверей, ожидая приговора любимому человеку. Эта женщина не одна, их тысячи, с такой же искалеченной судьбой и израненными сердцами. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Сначала лирическая героиня рассказывает о личном горе — об аресте сына, о неопределенности. Потом из мира внутренних переживаний вырисовывается непростая историческая действительность. Ахматовой осталась «один на один» со своей бедой:
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается…Одна.
Лирическая героиня описывает нелегкое время с точки зрения личных эмоций и переживаний. И эти душевные муки понятны тысячам людей.
В стихотворении «Эхо», которое было написано в 1960 году, Анна Ахматова говорит о своем прошлом. «Давно пути закрыты», и в минувшие годы нет возврата, хотя лирическая героиня и не хочет возвращаться туда снова:
Или эхо, что еще не может
Замолчать, хотя я так прошу…
С этим эхом приключилось то же,
Что и с тем, что в сердце я ношу.
Здесь самым главным выступает внутренний мир лирической героини, и только потом раскрывается образ прошедшей эпохи в двух ключевых символах: «окровавленные плиты» и «замурованная дверь».
Время Великой Отечественной войны также оставило трагичный след в творчестве Анны Ахматовой. У нее иное видение войны, не похожее на других поэтов того времени. Поэтесса воспринимает ее как женщина, как мать:
Щели в саду вырыты,
Не горят они.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Перед нами другая сторона военного времени. Ахматова говорит о детях, так как нет ничего страшнее и ужаснее, чем боль ребенка:
Постучись кулачком — я открою
Я тебе открывала всегда…
…Принеси мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Это стихотворение рисует трогательное обращение женщины к ребенку. Здесь прослеживается обобщенный образ матери. Сердце лирической героини не может вынести боль и страдания детей. Анна Ахматова все пропускает через себя, что, на мой взгляд, свойственно именно женщинам, а не мужчинам.
Однажды поэтесса сказала: «Я научила женщин говорить». Я думаю, что так и есть, потому что Ахматова раскрыла всему миру истинную душу женщины, ее чувства и мысли, ее радость и боль. Именно поэтому о ее творчестве можно с полным правом сказать: ее «поэзия — одна великолепная цитата».