Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова “Человек в футляре”)

Рассказ А. П. Чехова “Человек в футляре” входит в так называемую “маленькую трилогию”. Он развивает тему опошления интеллигента, тему ложной жизни человека.
В центре внимания писателя очень интересный герой – учитель древних языков “некто Беликов”. Преувеличены ли его основные черты, или он действительно был таков, каким описывает его Чехов? На этот вопрос ответить трудно, стоит лишь отметить, что фигура Беликова и смешна, и страшна, и трагична одновременно.
Рассказчик Буркин так описывает этого “чудака”: “И

зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник”. Казалось бы, Беликов – безобидный сумасшедший, который есть в каждом городе. Чем он так страшен? Почему его никто не любил?
Чехов показывает, что Беликов довел себя до состояния мертвеца. Этот человек не допускал к себе ни малейшего проявления жизни. Даже своей профессией он выбрал преподавание именно древних языков. Важно, что древние языки считаются “мертвыми”, потому что на
латыни и древнегреческом уже давно никто не говорит. Это еще одна важная деталь, которая подчеркивает безжизненность и мертвенность Беликова.
Получается, что этот герой лишает себя жизни, он не живет, а существует в футляре: “И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!”
Мне кажется, Чехов считает такое поведение Беликова большим грехом. Если тебе дана возможность жизни, нужно пользоваться ею максимально, а не прозябать в ожидании смерти. Но Беликов именно прячется, потому что, как мне кажется, он очень боится жизни, не умеет нормально существовать в ней.
Но если бы этот учитель только себя лишал жизни. Он замораживающее, мертвяще действовал на всех тех, с кем хоть как-то соприкасается. Все коллеги боялись этого человека, старались избегать его. Но Беликов считал своим долгом поддерживать отношения с теми, с кем работает в гимназии. Наверное, этот герой прочитал об этом в книгах, потому что он делал только то, что обозначено в указаниях и циркулярах.
Писатель показывает, что Беликов абсолютно не приспособлен к общению с людьми, не умеет налаживать с ними контакт. Приходя в гости к коллегам, учитель древних языков просто сидел в углу и молчал, наводя на людей тоску и тревогу.
Но окончательно спрятаться в свой футляр не удалось даже Беликову. И в его жизни случилось светлое событие – учитель увлекся прелестной девушкой, сестрой нового учителя истории. То ли действительно это герой почувствовал какую-то симпатию к Вареньке, то ли просто внял внушению коллег, что так надо, но Беликов начал ухаживать за девушкой. Сцены, описывающие жалкие попытки героя, и смешны, и страшны своей убогостью одновременно: “Он подсел к ней и сказал, сладко улыбаясь: – Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий”.
Обыватели, которые, как и Беликов, прозябали в городе, не знали, чем занять себя, скучали и искали всеми силами разнообразия, решили поженить Варю Коваленко и Беликова. Но этой идее, конечно же, не суждено было воплотиться в жизнь. Беликов слишком мертв для того, чтобы создавать семью или воспитывать собственного ребенка. Что он может передать, чему научить маленького человека? Воспроизвести еще одного “человека в футляре”? Их и так слишком много на этом свете, замечает Чехов. Тем более становится страшным то, что Беликов – учитель. Ведь он не только преподносит детям основы древних языков, но еще и воспитывает их. И этим герой поистине страшен.
Вся “любовная история” Беликова заканчивается, когда он видит Вареньку, катающейся на велосипеде. По представлениям этого человека, такое поведение недопустимо для девушки. Его аргументы просты и “непробиваемы”: если уж учителя будут вести себя так вольно, то что остается ученикам? Только ходить на голове! А там недалеко и до полного хаоса, конца света.
Свои сомнения Беликов высказал Коваленко, который рассвирепел, услышав такой бред. Учитель истории спускает своего коллегу с лестницы. Свидетельницей этого становится Варенька. Она не выдерживает и начинает смеяться над Беликовым.
Такого позора герой выдержать не мог. Через месяц болезни он умер, обретя, наконец, покой и надежную защиту. Рассказчик замечает, что все жители почувствовали лишь облегчение и освобождение после похорон этого человека. Похоронить Беликова стало для них истинным счастьем. И нам совершенно ясно, почему это произошло.
Жаль только, что облегчение это было мимолетным. Чехов заканчивает повествование о Беликове замечанием, что таких людей, как его герой, великое множество. И в этом – истинная трагедия России.



spacer
Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова “Человек в футляре”)