Петербург в творчестве А. Ахматовой

Петербург — город, который более трехсот лет своего существования волновал души поэтов, художников, всех людей, которые хоть раз в нем побывали. О Петербурге писали и в XIX, и в XX, немало строк будет посвящено ему и в XXI веке. Как и все большие города, Петербург имеет два лица — сверкающее огнями, витринами, захватывающее красотой строений и изобилующее мостами и мостиками, и второе — с его подвалами, подворотнями, с фотографиями на доске без вести пропавших…
В начале прошлого века Петербург также существовал в двух традициях. Первая

— пушкинский город, «гордый и прекрасный, «окно в Европу», символ новой русской истории. Вторая — Петербург Достоевского, проклятый город страданий и горя. Поэзия Серебряного века усвоила и выразила в стихах обе эти традиции.
Петербург Анны Ахматовой, однако, не вписывается ни в один из этих взглядов. Для нее это город мостов, площадей, набережных и дворцов, город необыкновенной красоты, и, в то же время, город, «горькой любовью любимый». Почему поэтесса так относится к Петербургу? Что ее связывает с этим городом? Почему она может сказать:
Расставание наше мнимо.
Я с тобой неразлучима.
Ахматова
в своих стихах представляется читателю классической «петербурженкой», человеком, знающим и умеющим передать загадочный и неповторимый облик города. Петербург Ахматовой — прежде всего город Пушкина. Лирическая героиня различает «еле слышный шелест шагов» юного поэта в Царскосельском парке, слышит, что столетия спустя «лицейские гимны все так же заздравно звучат». Также в стихах поэтессы можно заметить и Петербург Достоевского — город танцклассов, менял, кабаков, пролеток, «пятиэтажных громад». Город ирреальный, фантастический, изображенный «зимой, перед рассветом, иль в сумерки». Петербург Ахматовой — это Петербург Блока, случайных и неслучайных встреч с ним, и в «сумраке лож», и в сером доме «у морских ворот Невы». Блок навсегда остался в ее памяти с «презрительной» улыбкой «трагического тенора эпохи», назвавший Петербург в своих стихах «страшным миром».
Ахматова ярко и выразительно передала атмосферу этого города начала двадцатого века (например, в стихотворении «Все мы бражники здесь, блудницы»). Это первое из опубликованных стихов Ахматовой о Петербурге. Оно датировано 1 январем 1913 года и изначально называлось «В «Бродячей собаке»!», а позже было переименовано в «Сabaret artistique», но и это название изменилось. В стихотворении передан пряный дух артистического кабаре «Бродячая собака», которое находилось на Михайловской площади:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
В ранних стихах Ахматовой Петербург — грандиозная сцена, на которой разыгрывается трагедия ее жизни и любви. «Темный город у грозной реки», «строгий многоводный темный город», «гранитный город славы и беды», «город, горькой любовью любимый» — таким предстает Петербург в любовной лирике десятых годов. Суровый, строгий, прекрасный и тревожный, с наводнениями, белыми ночами, снежными зимами, город утоляет печаль, дает свободу. «Темноводная Нева» как бы создает фон отношениям героини и ее возлюбленного. Тени разлучившихся героев навсегда остались «под аркой Галерной», как и любовь, которая навеки сохранится в их сердцах. В любовной истории героини город играет огромную роль — роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви — любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.
В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается и в «бессолнечных мрачных садах», и в «балконах, куда столетья не ступала ничья нога», и в «грозных айсбергах Марсова поля». Весной и даже летом от этого загадочного города веет холодом. Но строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима «белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад», ночь — алмазная, «лебяжья лежит в хрусталях», а «снежный прах» тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.
Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь в городу у поэтессы была «горькой», то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Статуя «Ночь» в Летнем саду становится «доченькой». Стихи посвящены то «солдатикам», то «питерским сиротам». Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург — Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.
Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город творчества и любви, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты — таким предстает Петербург в стихах Ахматовой. Он кровно связан с русской историей, со всеми ее бедами и трагедиями, он «проклятый город», «траурный город». И все-таки именно в этом городе, возможно, таится «разгадка жизни» героини ахматовских стихов. И именно в этом городе хочется побывать еще раз, если хотя бы раз удалось ступить ногой на тротуар его мостов и проспектов.



spacer
Петербург в творчестве А. Ахматовой