Петербург в творчестве А. Ахматовой

Петербург – город, который более трехсот лет своего существования волновал души поэтов, художников, всех людей, которые хоть раз в нем побывали. О Петербурге писали и в XIX, и в XX, немало строк будет посвящено ему и в XXI веке. Как и все большие города, Петербург имеет два лица – сверкающее огнями, витринами, захватывающее красотой строений и изобилующее мостами и мостиками, и второе – с его подвалами, подворотнями, с фотографиями на доске без вести пропавших…
В начале прошлого века Петербург также существовал в двух традициях. Первая

– пушкинский город, “гордый и прекрасный, “окно в Европу”, символ новой русской истории. Вторая – Петербург Достоевского, проклятый город страданий и горя. Поэзия Серебряного века усвоила и выразила в стихах обе эти традиции.
Петербург Анны Ахматовой, однако, не вписывается ни в один из этих взглядов. Для нее это город мостов, площадей, набережных и дворцов, город необыкновенной красоты, и, в то же время, город, “горькой любовью любимый”. Почему поэтесса так относится к Петербургу? Что ее связывает с этим городом? Почему она может сказать:
Расставание наше мнимо.
Я с тобой неразлучима.
Ахматова
в своих стихах представляется читателю классической “петербурженкой”, человеком, знающим и умеющим передать загадочный и неповторимый облик города. Петербург Ахматовой – прежде всего город Пушкина. Лирическая героиня различает “еле слышный шелест шагов” юного поэта в Царскосельском парке, слышит, что столетия спустя “лицейские гимны все так же заздравно звучат”. Также в стихах поэтессы можно заметить и Петербург Достоевского – город танцклассов, менял, кабаков, пролеток, “пятиэтажных громад”. Город ирреальный, фантастический, изображенный “зимой, перед рассветом, иль в сумерки”. Петербург Ахматовой – это Петербург Блока, случайных и неслучайных встреч с ним, и в “сумраке лож”, и в сером доме “у морских ворот Невы”. Блок навсегда остался в ее памяти с “презрительной” улыбкой “трагического тенора эпохи”, назвавший Петербург в своих стихах “страшным миром”.
Ахматова ярко и выразительно передала атмосферу этого города начала двадцатого века (например, в стихотворении “Все мы бражники здесь, блудницы”). Это первое из опубликованных стихов Ахматовой о Петербурге. Оно датировано 1 январем 1913 года и изначально называлось “В “Бродячей собаке”!”, а позже было переименовано в “Сabaret artistique”, но и это название изменилось. В стихотворении передан пряный дух артистического кабаре “Бродячая собака”, которое находилось на Михайловской площади:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
В ранних стихах Ахматовой Петербург – грандиозная сцена, на которой разыгрывается трагедия ее жизни и любви. “Темный город у грозной реки”, “строгий многоводный темный город”, “гранитный город славы и беды”, “город, горькой любовью любимый” – таким предстает Петербург в любовной лирике десятых годов. Суровый, строгий, прекрасный и тревожный, с наводнениями, белыми ночами, снежными зимами, город утоляет печаль, дает свободу. “Темноводная Нева” как бы создает фон отношениям героини и ее возлюбленного. Тени разлучившихся героев навсегда остались “под аркой Галерной”, как и любовь, которая навеки сохранится в их сердцах. В любовной истории героини город играет огромную роль – роль участника, определяющего настроение и развитие лирического сюжета. Можно сказать, что Ахматова создает историю петербургской любви – любви трагической, несостоявшейся и оставившей глубокий след в сердцах героев, навсегда связанной с образом города.
В облике города у Ахматовой часто ощущается строгость, жестокость, холод. Мрачный Петербург выражается и в “бессолнечных мрачных садах”, и в “балконах, куда столетья не ступала ничья нога”, и в “грозных айсбергах Марсова поля”. Весной и даже летом от этого загадочного города веет холодом. Но строгость и мрачность и есть составляющие величественной красоты Петербурга, которую Ахматова остро чувствует. Зима “белее сводов Смольного собора, таинственней, чем пышный Летний сад”, ночь – алмазная, “лебяжья лежит в хрусталях”, а “снежный прах” тепло серебрится в случайном луче уличного фонаря.
Тема Петербурга присутствует у Ахматовой и в стихах военного времени. Если в ранних стихах любовь в городу у поэтессы была “горькой”, то во время блокады она превращается в острое материнское чувство. Статуя “Ночь” в Летнем саду становится “доченькой”. Стихи посвящены то “солдатикам”, то “питерским сиротам”. Для стихов блокадного города характерны интонации материнского причитания, боли и сострадания. Еще недавно величественный и холодный, в этих стихах Петербург – Ленинград становится кровно близким и дорогим, словно сыном или братом.
Разный, но всегда прекрасный, объединивший в себе два века русской истории и культуры, город творчества и любви, город беды, личной и всенародной, город скорби и красоты – таким предстает Петербург в стихах Ахматовой. Он кровно связан с русской историей, со всеми ее бедами и трагедиями, он “проклятый город”, “траурный город”. И все-таки именно в этом городе, возможно, таится “разгадка жизни” героини ахматовских стихов. И именно в этом городе хочется побывать еще раз, если хотя бы раз удалось ступить ногой на тротуар его мостов и проспектов.



spacer
Петербург в творчестве А. Ахматовой