Онегин и Печорин — главные герои русского романа. Герой романа всегда является выразителем людей какой-то эпохи. Белинский В. Г. называл Печорина младшим братом Онегина, однако каждый из них рожден своей эпохой. Эти герои пирнадлежат к разным десятилетиям, каждый из них является личностью, но они «лишние люди» в своем поколении. Что стоит за этим понятием? Они оба дворяне, хоть и разные.
Онегин — представитель дворянской интеллигенции. В начале романа мы узнаем, что Онегин принадлежит к лучшей части дворянской молодежи первой четверти XIX в., так называемой «золотой молодежи» и ведет соответствующей образ жизни. Недаром о его жизни А. С. Пушкин говорит всего в одной главе. Но держит он себя обособленно. Он не служит. Ему все надоело, он охладел к жизни. И даже деревня и любовь Татьяны не оживляют его. Пушкин создает образ современного ему человека «c его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Высокие качества Онегина остались обществом невостребованными. Но и общество Онегину было не интересно. Там занимались тем, что было Онегину чуждо и не увлекало «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Герой узнал свет, но не принял его лицемерную мораль. Он был значительно выше окружающего его общества.
Пушкин понимает Онегина. Он сам был недоволен обществом. «С ним подружился я в то время, мне нравились его черты». Он окружает Онегина образами своих друзей-декабристов. Это помогает понять мировоззрение героя. Онегин честен по отношению к себе, он не доволен тем, что окружает его, но, тем не менее, себя не реализует. В деревне он пытался действовать: «Ярем он барщиной старинной оброком легким заменил». Он пытался писать, но труд упорный ему был тошен.
В конце романа Онегин уже совсем другой. Он живет подлинной жизнью. Его очень изменило путешествие, общение с интересными людьми и, конечно же, любовь к Татьяне.
Онегин выражает собой эпоху людей, впоследствии выйдут на Сенатскую площадь. Об этом говорит и зашифрованная глава, оригинал которой Пушкин сжег. Об Онегине В. Г. Белинский говорит: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его. Он не знает, что ему надо и чего ему хочется; но он твердо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Но если у Онегина была возможность выразить себя, то у Печорина такой возможности уже небыло.
В своем романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов писал о событиях, происходящих в 30-е годы XIX в. Эти времена были очень тяжелы для России. После восстания декабристов Николай I искоренял любые признаки свободомыслия. А. И. Герцен о своем поколении говорил: «разбуженные великим днем 14 декабря мы вынашивали мысли. И какие мысли!»
Лермонтов в предисловии к своему роману говорит, что «герой нашего времени» это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. И действительно, общество 30-х годов находилось в сильном упадке. Печорин далеко не единственный уставший от жизни человек того времени. Как писала Майя Туровская — «герой безгеройного времени».
Печорин умный, интересный, образованный и духовно богатый. Но он разочарован в жизни. У него нет друзей, так как он считает, что в дружбе один всегда подчиняется другому.
В истории души его заключена двойственность. Он, с одной стороны, холоден, безразличен; но он все же умеет чувствовать, помнит, что с ним было. В нем все еще осталось тепло, душа его закрылась не до конца и иногда в нем мелькает что-то человеческое. Это ясно видно в эпизоде, где он гонится за уехавшей Мери.
Идея декабристов ушла, а новая еще не сформировалась. Печорин — «скучающий эгоист». Ему тяжело жить в своем времени. Он «бессменно гонялся за жизнью», но так и не смог найти себя и по этому чувствовал себя несчастным, обманутым судьбой. «Силы этой богатой натуры остались без применения».
Онегин и Печорин выражают каждый свою эпоху. Авторы отобразили те времена, в каких жили и показали в своих героях основные черты, присущие их поколениям. Между Онегиным и Печориным много общего. В каждом из них автор показывает трагическую судьбу молодого человека первой половины XIX в. Они оказались «умными ненужностями» в своей эпохе. И это своеобразный укор обществу и государству, где так трагично складываются судьбы лучших его представителей.