Нравственные искания каждого из героев романа Толстого «Война и мир» имеют неповторимый индивидуальный рисунок. Но есть и то, что их объединяет, — жизнь заставляет героев постоянно пересматривать свои взгляды. Убеждения, выработанные ранее, на новых этапах нравственного развития подвергаются сомнению и вытесняются другими. Новый жизненный опыт разрушает веру в то, что не так давно казалось незыблемой истиной.
Примером таких нравственных поисков может служить жизнь одного из основных персонажей романа — князя Андрея Болконского. Периоды духовного просветления в жизни этого высокоинтеллектуального героя сменяются периодами скепсиса и разочарования, «пробуксовки» мыслей, душевной смуты.
На ранних этапах духовного развития князя Андрея для его внутреннего мира характерно высокомерно-презрительное отчуждение от людей: он пренебрежительно относится к своей жене, тяготится любым столкновением с обыденным и пошлым.
Болконский очень честолюбив, он мечтает о славе, подобной славе Наполеона. Именно поэтому он переживает период всевластия ложной, «наполеоновской», идеи, культ Наполеона на фоне разочарования в светской жизни (вспомним его разговор с Пьером Безуховым в салоне Шерер).
Князь Андрей решает отправиться в армию и участвовать в войне 1805 г., где его, он уверен, ожидает «свой Тулон». Однако эта война приносит Болконскому совсем другое — разочарование в своих идеалах, переосмысление жизни, свой роли в этом мире.
Герой переживает духовный кризис после ранения под Аустерлицем. Мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с «высоким, справедливым и добрым небом «, ставшим для него емким духовным символом.
Герой возвращается к себе в имение, где переживает смерть жены и рождение сына. Болконский окончательно разочаровывается в своих индивидуалистических идеалах и решает жить для семьи. Однако это решение не приносит герою счастья — даже взгляд Болконского в это время был «потухшим, мертвым». И лишь постепенно, под влиянием сначала Пьера, а потом и Наташи Ростовой, своего чувства к ней, герой открывает для себя возможность радоваться жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в «узкой, замкнутой рамке».
Мы видим, что в периоды нравственных заблуждений князь Андрей сосредоточивается на ближайших практических задачах, ощущая, что его духовный горизонт резко сужается: «Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».
Как и другие герои романа, Болконский в важнейшие моменты своей жизни испытывает состояние умиления, духовной просветленности. Так было, например, во время родов его жены или в Мытищах, когда к раненому князю Андрею приходит Наташа. Напротив, в минуты душевного упадка, герой иронически относится к окружающему.
Толстой показывает, что переломы в его мировоззрении — результат столкновения с трагическим и непостижимым (смерть близкого человека, измена невесты), с проявлениями «живой» жизни (рождение, смерть, любовь, физическое страдание). Прозрения Болконского кажутся, на первый взгляд, внезапными, однако все они мотивированы тщательным авторским анализом сложнейшей «диалектики» его души.
Новый духовный опыт заставляет князя Андрея пересматривать решения, которые казались ему окончательными и бесповоротными. Так, полюбив Наташу, он забывает о своем намерении никогда не жениться. Разрыв с Наташей и нашествие Наполеона обусловили решение этого героя пойти в действующую армию вопреки тому, что после Аустерлица и смерти жены он дал слово никогда не служить в русской армии, даже «ежели бы Бонапарте стоял… у Смоленска, угрожая Лысым Горам».
Герой проходит сложный духовный путь. Его окончательное нравственное прозрение происходит после ранения под Бородином. Именно там он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу — изуродованному Анатолю, с которым оказался в одной избе. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…» Перед смертью Болконский прощает и Наташу.
Важно, что за два дня до кончины он как бы «пробуждается от жизни», испытывая отчужденность от живых людей и их проблем — они кажутся ему незначительными в сравнении с тем важным и таинственным, что его ожидает.
Таким образом, Андрей Болконский проходит очень трудный путь духовного развития, который, однако, заканчивается его неестественной смертью. Чем можно это объяснить? Наверное, Андрей был неспособен так слиться с народной, естественной жизнью, как это удалось Безухову. Герой понял все, что ему было суждено понять в этой жизни, и перешел на новый этап своего с существования — в мир иной.