Сущность духовного кризиса Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

В романе “Война и мир” духовный кризис – “привилегия” любимых героев Толстого – тех, кто обладает богатым духовным потенциалом, стремится к внутреннему развитию и к поиску истины. Однако кризис у каждого из персонажей “свой” – он обусловлен их внутренними, психологическими особенностями, свойствами натуры.
Так, духовный кризис Андрея Болконского, на мой взгляд, связан с отчуждением героя от людей вследствие его сильнейшего эгоизма и индивидуализма. Духовный путь этого героя в романе – это попытка преодолеть

“стену отчуждения”, выйти из рамок собственного “я” и соединить свои интересы с интересами других людей, посвятить свою жизнь ближним.
Итак, в начале произведения высокоинтеллектуальный, честолюбивый и амбициозный Болконский чрезвычайно одинок. Он сам отделил себя от других – князь уверен в собственном превосходстве над “пустыми людьми света”, он презирает их и отчаянно скучает в их обществе.
Болконский мечтает о военной славе – о подвиге, который сделает его известным и всеми любимым. Важно, что в этот период жизни героя его кумиром является Наполеон – это подчеркивает индивидуалистические
устремления Болконского, его отдаленность даже от самых близких (отец, сестра, жена) людей.
Чтобы реализовать свои планы (а не защитить родину!), князь Андрей отправляется в армию и участвует в войне 1805 г. Однако эта война приносит Болконскому не всемирную славу, а совсем другое – кардинальное переосмысление жизни и свой роли в этом мире.
После ранения под Аустерлицем герой переживает серьезнейший духовный кризис. Побывав на грани жизни и смерти, Болконский осознает никчемность своих прежних мечтаний и устремлений. Даже сам “великий” Наполеон кажется ему теперь бесконечно маленьким по сравнению с “высоким небом”, которое стало для героя символом истинных духовных ценностей.
Полностью разочаровавшись в индивидуалистических идеалах, Болконский решает посвятить свою жизнь семье. В имении он переживает смерть жены и рождение сына, однако не чувствует себя счастливым. Лишь вновь обретя возможность любить (встретив Наташу Ростову), князь на какое-то время возрождается к жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в “узкой, замкнутой рамке”.
Однако окончательное нравственное прозрение происходит к Андрею Болконскому после ранения под Бородином (заметим, что на войну 1812 года Болконский идет ради интересов России, а не своих собственных). Все то, что герой увидел и испытал во время Бородинского сражения, помогло ему отринуть собственное “эго” и испытать “жалость и любовь” к “кровному врагу” – Анатолю Курагину, тяжело раненному в бою.
Размышляя о Курагине, Болконский приходит к выводу, что самое главное в жизни – “сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…”
Наверное, это осознание – максимальное достижение героя, вершинная точка его земного духовного развития. Поняв эту истину, Болконский умирает. Сумел ли он до конца преодолеть свой духовный кризис? Приблизился ли он к истинному пониманию жизни? Думаю, да. Однако в полной мере воплотить идеал духовной жизни (не в мыслях, а на деле) смог лишь другой любимый герой Толстого – Пьер Безухов.



spacer
Сущность духовного кризиса Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)