Говоря о творчестве Шолохова, в первую очередь следует отметить его беспристрастность и объективность в изображении жизни русского народа в начале 20 века. Автор не принимает искусственного возвышения одних и принижения других. Однако, он не может не заострить своего внимания на тех, кто был против новой власти и нового общества. Так, например, в романе «Поднятая целина» мы видим борьбу коммунистов с противниками большевистской власти, происходившую в казачьем хуторе.
Именно борьба с новой жизнью стала смыслом существования Якова Лукича Островнова. Советская власть является для него тем злом, которое разрушило все его мечты. «Не будь гонения на богатых, я бы, может, теперь по своему старанию первым человеком в хуторе был», — говорит он Половцеву.
Островнов готов на любую подлость ради достижения своей цели. Для него нет ничего невозможного, и поэтому он готов даже на убийство. Достаточно вспомнить, как он жестоко расправился с собственной матерью из-за страха разоблачения. «Погубила родная мамаша! Голову сняла!» — говорит Островнов с горечью. Желание спасти собственную жизнь оказалось выше сыновней любви и долга.
В романе этот герой раскрывается как с положительной, так и с отрицательной стороны. Но отрицательное в нем преобладает. Перед нами бездушный и эгоистичный человек. Он принимает страшное решение убить собственную мать: «Яков Лукич вернулся домой и, улегшись спать, необычно сурово подвинув к стенке жену, сказал:
— Ты вот что… ты мать больше не корми… и воды ей не давай… она все равно помрет не нынче — завтра…»
Трагизм ситуации усиливается и за счет описания мыслей и чувств, возникающих у престарелой матери, когда та, с гордостью и любовью, думает о своем Яшеньке. Она считает, что вырастила хорошего сына и настоящего казака, который и по хозяйству все делать умеет, и о матери заботится.
Только после того, как мать умирает от голода, в сердце Якова Лукича находится место для раскаивания. Но уже слишком поздно, и время невозможно повернуть вспять. Шолохов пишет, что «и боль, и раскаяние, и тяжесть понесенной утраты» навсегда засели в сердце героя.
Совсем иного склада другой враг народа — Половцев. Характер этого героя отличается противоречивостью и максимализмом. С одной стороны, это тонкая и добрая натура. Он долго говорит Якову Лукичу о своей любви к животным, особенно к лошадям и кошкам. Обожает Половцев, по его словам, и маленьких детей: «Маленьких очень люблю, даже как-то болезненно. Детских слез не могу слышать, все во мне переворачивается…»
С другой же стороны, мы начинаем сомневаться в его гуманности и доброте в тот момент, когда Половцев жестоко и безжалостно расправляется с Хопровым и его женой. Циничность натуры этого героя писатель подчеркивает его поведением после убийства. Этот белогвардеец ведет себя очень спокойно, как ни в чем ни бывало.
Особого внимания заслуживает, на мой взгляд, Лятьевский, ибо он сильно отличается от остальных героев «антисоветсткого лагеря». Он весьма иронически воспринимает любые порывы своих товарищей изменить положение в стране, их попытки борьбы с большевиками.
Лятьевский не сторонник красивых фраз и проявлений своих чувств. Кажется, будто он совершенно лишен души и благородных устремлений. Для героя все это — пустое и наигранное. Так, например, Лятьевский иронически осмеивает многие поступки Половцева, считая их ненужными и бессмысленными. Вспомним, как есаул, стоявший на коленях с шашкой, вытянутой в руках, и со слезами на глазах, вызывает у Лятьевского лишь презрение и насмешку: «Трогательное свидание! — хрипло сказал он. — Повстанческая, так сказать, идиллия. Не люблю я этих сентиментальных сцен, заквашенных на дурном пафосе!»
Но не только в этом проявляется натура Лятьевского. Подлость, жестокость и эгоизм «просвечивают» в каждом его поступке. С холодным цинизмом рассказывает он о том, как видел на допросе четырех казаков — рядовых участников заговора: «Пусть расстреляют или сошлют этих четырех идиотов, но я спасусь, а одна моя жизнь неизмеримо важнее для организации, чем жизнь этого быдла…»
Вот истинное, настоящее, что было в этом герое. Шолохов не может понять и принять такого отношения к людям и к жизни. Без сомнения, писатель выступает против того античеловеческого, что было свойственно и Островному, и Половцеву, и, безусловно, Лятьевскому. Таким людям нет места в обществе, и в социалистическом, и в каком бы то ни было другом.
Важно отметить, что писатель не навязывает нам своего отношения к героям. Он учит каждого видеть настоящее, истинное, то, что делает человека человеком.