Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. «Слово…»- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.
«Слово» открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование «по былинам сего Времени».
Определив хронологические рамки — «от старого Владимира до нынешнего Игоря», автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.
Такова картина похода Игоря на половцев.
А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.
Автор «Слова…» весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.
«Слово…» не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.
Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые «под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены… скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы». Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.
«Слово…» отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые противопоставляются «тьме», «тучам», «галкам», «черным воронам» — половцам.
Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.
Еще один интересный образ— это Святослав «грозный великий киевский». В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.
Образ Святослава раскрывается в его «мутном сне» и «золотом слове», где и проявляется его мудрость.
«Золотое слово» имеет огромное значение не только для идейного содержания «Слова…», но и для последующей литературы в целом.
Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.
Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: «Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича». Этот патриотический призыв актуален и в наше время.
«Слово…» насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных «Слову…» внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут «на землю Половецкую за землю Русскую», они не просто воины, ратники, а «русичи», дети Руси, которые объединились для общего дела — защиты Родины.
Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве»