Долго ночь меркнет
Заря свет уронила,
Мгла поля покрыла,
Щекот соловьиный уснул.
«Слово о полку Игореве»
Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
«Не буря соколов занесла
через поля широкие — стаи галок бегут «
к Дону великому».
Или так бы начать тебе петь,
Вещий Баян,
Белесое внук:
«Кони ржут за Сулой —
Звенит слава в Киеве:
трубы трубят в Новгороде —
стоят стяги в Путивле!»
Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…
Для автора «Слова» Русь это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа в гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси «свивая славы оба полы сего времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
Великий князь Всеволод!
Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
Отчий золотой стол наблюсти?
Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
А Дон шлемами вылить!
Если бы ты был здесь.
То была бы раба по ногате,
а раб по резани.
Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —
Удалыми сыновьями Глебовыми.
Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв.
«Слово о полку Игореве»-произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой.», но открывших ворота врагам на Русь.
Темно ведь было встретить день:
два солнца померкли,
оба багряные столба погасли,
и с ними два молодых месяца
Олег и Святослав
тьмою заволоклись
и в море погрузились,
и великую смелость возбудили в хиновах.
На реке на Каяле тьма свет покрыла —
по Русской земле простерлись
половцы,
точно выводок гепардов.